26.09.2005

Иномарки объезжают международный автосалон. Конкуренция выставочных площадок расколола автопроизводителей



РОМАН ГУЛЯЕВ, АЛАН ХУРУМОВ

Москва может лишиться права проведения международного автосалона. Минпромэнерго решило провести его в "Экспоцентре", в то время как участники рынка настаивают на более экономичном варианте "Крокусэкспо". В результате в следующем году в столице пройдут одновременно две автовыставки: малопредставительная, но с международным статусом и "просто автосалон" с участием ведущих игроков автомобильного рынка. Из-за этих дрязг обе московские выставки, вероятно, не получат статус международных.

"В будущем году приедет в Москву представитель OICA, увидит наш бардак в виде двух выставок одновременно и попросту лишит Москву и Россию права проводить международный автосалон",- отметил в разговоре с "Бизнесом" знакомый с ситуацией источник. Руководитель объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Левичев подтвердил эти опасения, заметив, что если международный автосалон не будет соответствовать нормам, в частности по наличию достаточного количества иностранных автопроизводителей, то Москва может лишиться статусного салона.

Статус международного автосалону присваивает международная организация автопроизводителей (OICA). По ее правилам, международный автосалон может проводиться в одной стране только один раз в два года - исключение сделано для старейших детройтского и женевского салонов.

OICА также назначает ответственную за проведение салона организацию. Ранее московские автовыставки организовывал "Автосельхозмашхолдинг" ("АСМ-холдинг"), наследник Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. С 2006 года это право передано ОАР.

Члены ОАР, по словам Левичева, решили, что международный автосалон должен проводиться на "новой" площадке в "Крокус-экспо". В то же время Минпромэнерго в пятницу провело свой конкурс на определение оператора московского автосалона-2006. По итогам этого тендера выиграл "АСМхолдинг", выступавший в паре с "Экспоцентром".

"Я не понимаю, почему оператора автосалона определяем не мы, его официальные организаторы, а Минпромэнерго",- заметил Левичев.

Министр Виктор Христенко подписал приказ о проведении автосалона в Москве и назначил оргкомитет. Его возглавил заместитель министра Андрей Реус, который определил рабочую группу - тендерную комиссию. "У нас все было максимально прозрачно",- отметил он при подведении итогов конкурса.

В конкурсную комиссию вошли четыре представителя Минпромэнерго, делегат от мэрии Москвы, а также руководитель департамента Торгово-промышленной палаты, которой принадлежит 51% "Экспоцентра", победившего в конкурсе. Также в комиссию попали представители ОАР и пяти российских автозаводов - АвтоВАЗа, "Руспромавто", "Северсталь-авто", ЗИЛа и КамАЗа. В то же время в группу не вошли делегаты от иностранных автопроизводителей. В результате количества голосов чиновников, а также, по данным "Бизнеса", "Северстальавто" и КамАЗа стало достаточно для того, чтобы в тендере победил "Экспоцентр". "У "Крокуса" недостаточно опыта проведения выставок. Мы однозначно будем участвовать в автосалоне в "Экспоцентре"",- заметила пресс-секретарь КамАЗа Ирина Быстрова.

Между тем представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) накануне подготовили письмо, в котором попросили поддержать "Крокус-экспо". АЕБ ранее жаловалась на высокие цены в "Экспоцентре" и отсутствие инфраструктуры.

Представители "Экспоцентра" и "АСМ-холдинга" были недоступны для комментариев. По словам заместителя генерального директора "Крокус-экспо" Аркадия Злотникова, ведущие мировые автопроизводители все равно будут участвовать в выставке в "Крокусе" с 30 августа по 10 сентября. "Это было бы лучшее место для международного автосалона с точки зрения организации и времени, оно удобно и посетителям - два раза захватываются по два выходных, и специалистам, и автопроизводителям, которые могут в ходе выставки организовать тестдрайв своей продукции",- заявил "Бизнесу" президент Ford в России Хенрик Нензен.

По его словам, Ford примет участие в выставке в "Крокусе" независимо от статуса OICA. "Успех выставки зависит от экспонентов. А решение об участии в том или ином мотор-шоу принимает именно автопроизводитель, а не тендерный комитет. Статус привлекает посетителей меньше, чем экспонаты",- считает глава Audi в России Оскар Ахмедов. Audi пока не приняла решение, на какой площадке будет выставляться, но, отметил Ахмедов, в ближайшее время АЕБ должна выработать позицию, к которой прислушается большинство ее членов. Также не приняли решение о выборе между "Крокус-экспо" и "Экспоцентром" в "Руспромавто".

А на АвтоВАЗе и в "Северсталь-авто" отказались от комментариев.

Деловая газета "Бизнес"