28.09.2005

Компромиссная концепция. Юрий Лужков утвердил концепцию реформирования столичного рынка распространения печатной продукции



МАРИНА НОСКОВИЧ

Вчера мэр Москвы Юрий Лужков наконец утвердил концепцию реформирования столичного рынка распространения печатной продукции. Вопреки ожиданиям, концепция устроила как издателей, так и распространителей, которые резко протестовали против первоначального варианта документа.
Комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал концепцию реформирования и развития рынка распространения печатной продукции еще в мае 2005 года. Инициаторами создания концепции выступила Гильдия издателей и распространителей прессы (ГИПП). "Мы предложили эту концепцию, понимая, что нельзя сразу же примирить всех - и издателей, и распространителей. Но надо было с чего-то начинать",- рассказывает президент ГИПП Леонид Макарон.
Впрочем, в первой редакции совместить интересы издателей и распространителей все-таки не удалось: первым документ понравился, вторые сочли, что он разрушит рынок.
В частности, распространителей категорически не устроило то, что издатели попытались получить право самостоятельно устанавливать и контролировать цены на газеты и журналы, а также требовать от дистрибуторов возврата непроданных тиражей. В августе Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) направила в комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы письмо, в котором указала, что распространители "не считают возможным поддержать предложенный вариант концепции" ("Бизнес" писал об этом 16 августа). В письме распространителей отмечалось, что стоимость обработки возврата тиражей в три-пять раз больше, чем обработка "прямого посыла", и указывалось, что, например, зарубежные издатели возврат оплачивают сами.
Вчера правительство Москвы наконец приняло концепцию. Итоговый вариант предусматривает существенное увеличение количества точек по продаже прессы: при строительстве новых районов на каждую тысячу жителей должно приходиться по 10 кв. м.
площадей для распространения периодики. Размещать их будут и в магазинах "шаговой доступности", а всем магазинам площадью более 300 кв. м рекомендовано включать прессу в ассортимент.
Кроме того, концепция предусматривает законодательно закрепить систему дислокации торговых точек, продающих периодическую печать. "Сейчас все точки имеют двух- или трехгодичное временное ограничение, то есть распространитель получает на нее лицензию. А если место будет закреплено, а сроки лицензии продлены, распространителям это будет выгодно",- говорит глава издательского дома "Московский комсомолец" Павел Гусев.
Все не устраивавшие распространителей пункты из концепции исчезли. "Концепция в ее нынешнем виде - большой шаг вперед. Первоначальный вариант был ущербным и односторонним, но сейчас нам пошли навстречу, и правительство Москвы приняло сбалансированный проект",- радуется председатель правления АРПП Александр Оськин. Довольны и издатели. "Концепция меня полностью устраивает. С распространителями мы много встречались, договаривались, вносили поправки",- говорит Павел Гусев.
Единственным спорным пунктом между издателями и распространителями стало обязательное присутствие в ассортименте торговых точек изданий социальной направленности. "Во многих киосках на первое место сейчас выходят издания, которые просто больше заплатили за место, а теперь баланс можно будет соблюдать",- радуется Гусев.
А по мнению гендиректора "Метрополитеновца" Михаила Литвинова, этот пункт концепции нуждается в дополнительном обсуждении. "Я буду продавать что угодно, если это будет дотироваться. Мы и сейчас продаем низкобюджетные издания, учредителями которых является правительство Москвы, но это неприбыльно",- говорит Литвинов.
Впрочем, по словам Литвинова, распространителей больше волнует вопрос распространения прессы в 25-метровой зоне от метро, который в концепции не затронут вовсе (напомним, с 1 октября 2004 года московское правительство запретило торговлю прессой в метро и в радиусе 25-метров от станций). "Если бы не отменили торговлю в 25-метровой зоне, все было бы нормально.
Поэтому сейчас важнее всего, как будет решен именно этот вопрос,- места-то свободны",- говорит Литвинов.

Деловая газета "Бизнес"