30.09.2005

Билет по SMS



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Недавно британская компания Wireless Brand Channel в рамках поддержки промовечеринки, организованной Fosters, рассылала билеты с помощью SMS. Строго говоря, это была масштабная промоакция, в рамках которой концерты и шоу проходили одновременно в нескольких городах Европы и США. Всем желающим попасть на шоу следовало прислать сообщение на определенный номер. В ответ они получали "билет", который представлял собой некий идентификатор, мог быть считан с экрана телефона и занесен в базу данных.
Действуя таким образом, рекламодатель получает несколько плюсов. Во-первых, снижает затраты на распространение билетов: SMS обходится дешевле полиграфии и раздачи печатных билетов. Во-вторых, можно с большой точностью проанализировать отклик на приглашения. Ну и в-третьих - SMS-билет нельзя передать из рук в руки, разве что отдать свой телефон другому человеку. А значит, придут только те, кого позвали, что тоже бывает важно.
По официальной информации, через Wireless Brand Channel за 2004 год прошло 500 млн сообщений для получения купонов на скидку и в меньшей степени - билетов. Речь идет в первую очередь о Великобритании, где проникновение мобильной телефонии, по данным Mobile Data Association, уже превысило 100%, то есть довольно часто один человек пользуется одновременно двумя, а то и более, трубками. В России проникновение мобильной связи, конечно, ниже: около 60% (по данным ACM-consulting). Но и это совсем не мало, особенно если сравнить с 13-15% проникновения интернета по стране.
О чем вообще речь с этими билетами по SMS. Fosters проводил промоакции, и вход на вечеринки был бесплатным. Но что мешает билеты по той же схеме продавать? Конечно, речь не о гастролях международных звезд, где билеты стоят дорого. Но кроме таких концертов каждый вечер в крупных городах случается по крайней мере десяток вечеринок в клубах, где стоимость билета составляет $5-20, а эту сумму довольно легко списать со счета мобильного телефона. Конечно, можно поехать заранее в клуб и купить билет. Можно заказать через интернет - с доставкой. Но в первом случае теряется время, во втором - деньги за доставку. Иногда можно бронировать места по телефону, но бронь, к сожалению, имеет обыкновение пропадать даже при малейшем опоздании. Так что чисто теоретически продажа SMS-билетов должна быть интересна потребителям: затрат на доставку нет, билет можно потерять только вместе с мобильником, времени на заказ фактически не тратится.
На практике может возникнуть несколько проблем. Вопервых, не все и не всегда имеют на счету хотя бы $40, чтобы расплатиться за билет и не остаться с отключенным за неуплату мобильником. Во-вторых, к передаче с помощью мобильного телефона подобных сумм люди первое время могут отнестись с недоверием. Одно дело $1 за мелодию, другое - раз в 10-20 больше. А вдруг обманут? В-третьих же, проблема заключается в том, что клубы, театры, цирки могут и не пожелать ставить аппараты для считывания SMS-билетов. Впрочем, этот вопрос решается, в том числе посредством бесплатного предоставления считывающего оборудования.
Вероятно, продажа билетов по SMS начнется в Москве в самом скором времени: технологическая база уже есть у проекта 4city. Только используется она сейчас для распространения скидок.


Деловая газета "Бизнес"