04.10.2005

Кофеманы перепили чаелюбов. Продажи кофе динамично растут



В Великобритании рушится основа основ – традиция дневного чаепития. Как сообщает Guardian, в этом году стандартного чая впервые продано меньше, чем быстрорастворимого кофе. На чаеразвесочных фабриках считают, что это конец чайной империи. Эксперты российского рынка предполагают, что нас ждет такое же будущее.

Великобритания, Китай, Япония и Россия - традиционные чайные державы. Однако первый "перебежчик" в этом списке уже появился. Несмотря на то что чай по-прежнему является лидером в списке самых популярных напитков в Британии, обнародованная в сентябре отраслевая статистика, как пишет британская Guardian, показала шокирующие результаты. В текущем году оптовые продажи стандартного чая (не относящегося к группе premium) упали на 5,1%, до 439,8 млн. фунтов стерлингов, уступив лидерство быстрорастворимому кофе, продажи которого, напротив, выросли на 4,1% - до 439,9 млн. фунтов стерлингов.

Количество чая, выпиваемого британцами, постепенно сокращается. По мнению специалистов, ежегодное снижение потребления чая составляет 2%. "Виновата" молодежь, которая переключается на бутилированную воду, напитки и кофе. Хотя директор Британского совета по чаю Билл Горман считает, что хоронить чай еще рано: ведь в стране ежедневно выпивается 165 млн. чашек чая, что в два раза превышает потребление кофе. По его словам, сокращение потребления чая происходит из-за новых продуктов. «В 70-е и 80-е годы чай уже проигрывал «Пепси-Коле» и «Кока-Коле», а через десятилетие мы начали проигрывать из-за продаж бутилированной воды, которая стала очень популярной среди женщин», - поясняет он.

Однако игроки британского рынка смотрят на происходящее далеко не так оптимистично. В сентябре компания Premier Foods объявила, что в первом полугодии продажи чая упали на 9%. Подразделение компании, занимающееся поставками чая, было выставлено на продажу. Директор компании Tetley Ник Килби озабочен тенденциями среди молодых англичан: «Люди, которым по 20 лет, просто не пьют столько чая, сколько это делали их бабушки и дедушки, когда им было по 20. Но именно в этом возрасте вкусовые предпочтения формируются в привычки, от которых люди не отказываются всю последующую жизнь. В долгосрочном плане это может стать опасной тенденцией».

Британские маркетологи сейчас пытаются увлечь молодежную аудиторию фруктовыми и растительными сортами чая и чаем со льдом. Продажи таких продуктов, а также зеленого чая, действительно растут, но в целом отрасль переживает кризис.

Британские проблемы близки и российским чайным компаниям - эксперты утверждают, что мы скоро столкнется с подобным развитием событий. «Структура нашего кофейного рынка похожа на британский, где потребление кофе характеризуется большими объемами быстрорастворимых видов», - рассказал Газете исполнительный директор Организации производителей кофе в России Алексей Поповичев.

По его словам, именно потребление быстрорастворимого кофе в настоящее время растет наиболее мощно. Так, на сегодняшний день потребление кофе в России составляет около 200 чашек на человека в год, из которых 185-190 чашек - растворимый кофе. «Рост кофейного рынка опережает чайный рынок. Последний некоторое время стагнировал, тогда как кофе развивался достаточно стабильно, в том числе за счет городского населения», - отмечает Поповичев. По его словам, в 1999 году соотношение потребления кофе и чая было 1:5, а в 2002 году коэффициент уменьшился до 1:3,5. Сегодня на 1 чашку выпитого кофе приходится уже 3 чашки чая, и разрыв продолжает сокращаться. «Хотя у кофе неплохие перспективы, можно с уверенностью сказать, что про чай и у нас, и в Англии никогда не забудут», - утешает Поповичев.

Сергей Рябов


Газета