05.10.2005

Таможня готовится к переоценке. Подорожание праворульных машин для конечного покупателя может составить до $2 тыс.



ИРИНА МОКРОУСОВА
Импортеры японских иномарок с правым рулем остановили прием заказов в ожидании повышения оценочной стоимости этих автомобилей при "растаможке". Если изменение таможенной сетки действительно произойдет, то подорожание праворульных машин для конечного покупателя может составить до $2 тыс., а объем ввоза таких иномарок в Россию наверняка сократится.
Оценочная стоимость японских праворульных автомобилей определяется по специальной сетке с учетом данных о годе выпуска, объеме двигателя и типе кузова иномарки. Исходя именно из этой цифры, вычисляются размеры сбора за таможенное оформление автомобиля (ставка 0,15%), таможенной пошлины (ставка 25%) и НДС (ставка 18%), которые платят в бюджет при "растаможке" юридические лица. Сразу в нескольких фирмах, ввозящих в Россию праворульные иномарки (Auto.Vl.Ru, "Автояпония", Pravto.Ru, "Ространзит", "Японская Тюмения"), сообщили "Бизнесу", что ожидают изменений таможенной сетки, согласно которым серьезно вырастет оценочная стоимость автомобилей, а значит, и цена их "растаможки". Но прокомментировать появившуюся информацию согласился только гендиректор компании Pravto.Ru Артур Шомахов: "Официального уведомления от таможенных органов у нас нет, но есть неофициальные сведения от источников в одном из таможенных управлений о том, что сетка изменится, и я склонен доверять этим данным. Проект новой сетки уже размещен в интернете и активно обсуждается участниками рынка".
Замначальника пресс-службы Федеральной таможенной службы Владимир Зубков отказался подтвердить или опровергнуть информацию о готовящихся изменениях в системе таможенной очистки японских автомобилей с правым рулем, сославшись на то, что сведениями такого рода может располагать только Минэкономразвития (МЭРТ). А замначальника пресс-службы МЭРТ Константин Богданов заявил "Бизнесу": "Никакие особые меры регулирования ввоза праворульных автомобилей не рассматриваются и в ближайшее время рассматриваться не будут".
Между тем о негативном отношении властей к праворульным "японкам" известно давно, но никаких жестких ограничительных мер правительство принять не решается, поскольку большинство жителей Дальнего Востока покупает именно такие автомобили.
"Впрочем, после подорожания евро машины с правым рулем распространились и в центральной части России",- отмечает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Импорт этих машин, по его наблюдениям, особенно вырос за последние полтора года. По примерным подсчетам импортеров, за 2004 год в Россию ввезено около 160 тыс. праворульных иномарок, а общее их число на начало года составило 1,28 млн штук.
По оценкам Pravto.Ru, ежемесячно, в зависимости от сезона, в Москве появляется около 2-3 тыс. японских машин с правым рулем - это при том, что подавляющее большинство таких машин покупают жители восточных регионов страны.
Впрочем, стоит отметить, что схема таможенной очистки автомобилей физическим лицом иная и от сетки, которая может быть изменена, практически не зависит: частник платит в бюджет только сбор за таможенное оформление (ставка 0,1%) и единую таможенную ставку за мощность двигателя из расчета 1,5 евро за кубический сантиметр.
Однако сегодня в большинстве случаев таможенная очистка автомобилей через юрлицо дешевле оформления на физлицо в два раза. По оценкам Шомахова, если новая таможенная сетка, которую он изучил, достоверна, то оценочная стоимость некоторых машин вырастет в два раза, а значит, растаможенный автомобиль подорожает на $1,5-2 тыс. и сравняется или даже станет дороже "растаможки" физлицом.
Таким образом, ввоз праворульных иномарок через юрлица наверняка сократится из-за того, что будет не выгоден для конечного покупателя, опасаются импортеры. По словам Шомахова, компания Pravto.
Ru, а также многие ее конкуренты уже приостановили прием заявок на автомобили до получения достоверной информации от таможни, которую ждут уже на этой неделе.



Деловая газета "Бизнес"