10.10.2005

Национальная автокатастрофа. Ford сообщил, что продажи в США сократились на 19%; у GM этот показатель в сентябре уменьшился на 24%



ДЖОНАТАН КЕННЕДИ (JONATHAN KENNEDY)

Сентябрьские показатели продаж General Motors (GM) и Ford войдут в корпоративные истории как еще один жуткий шаг на пути к упадку американских автомобильных гигантов.
Ford сообщил, что продажи в США сократились на 19%; у GM этот показатель в сентябре уменьшился на 24%.
Среда ознаменовалась для GM новой плохой новостью. Детройтский гигант объявил о еще одном поражении: продаже 20-процентной доли в Fuji Heavy Industries, производителе Subaru, и ликвидации их совместных предприятий.
Руководство обеих компаний поспешило объяснить результаты ростом цен на бензин и циклическим спадом.
Однако наблюдатели уже отмечали, что замкнутость корпоративной культуры американских автомобильных компаний лишила их способности адаптироваться к изменениям в мировой экономике.
В последние десятилетия GM и Ford уступили свою долю рынка зарубежным, в первую очередь японским конкурентам. Общая доля обеих компаний на американском рынке сейчас упала до 44,8%, что на три пункта ниже, чем в прошлом году, и на 30 пунктов ниже 1980 года, когда "большой дуэт" контролировал 75% рынка США.
Эта тенденция будет усиливаться, поскольку снижение темпов экономического развития страны и рост цен на бензин убеждают потребителя жертвовать такими ранее привлекательными качествами, как ускорение и мощность, в пользу экономичности и надежности.
Прежние руководители автомобильных компаний не сумели осуществить у себя производственные реформы, проведенные японскими конкурентами в 1980-е годы, например внедрить контроль качества по системе "шести сигм". Детройт страдает от самоуспокоенности. Нехватка воображения влияет и на ассортимент, и на уровень затрат на НИОКР. Корейские и японские производители обновляют свой ассортимент на 30% и 21% в год соответственно, а у Ford и GM средний показатель равен 15,5%. Еще прискорбнее то, что пока мировые производители тратят на НИОКР примерно 10% своих бюджетов, у Ford и GM на эту статью приходится всего 8%.
Кроме того, GM мешает и проблема огромных пенсионных обязательств. Компания вступила в тяжбу с федеральными властями, считающими, что в пенсионном фонде GM образовался устрашающий дефицит - $31 млрд, хотя, по мнению самой компании, у нее двухмиллиардные излишки.
Похоже, американский автопром не способен к адаптации. Это очевиднее всего проявляется на рынке автомобилей с гибридным приводом. Если Toyota продала более 314 тыс.
своих Prius, объем продаж которых вырос на 90% по сравнению с прошлым годом, Ford пока не удалось продать и 10 тыс.
гибридных Escape. У GM с ее Sierra и Silverado ситуация совсем аховая.
Писать некролог крупнейшим американским автопроизводителям пока рано. Однако, если Детройт не научится приспосабливаться к изменениям в экономике и вызовам со стороны зарубежных конкурентов и мирового рынка, Ford и GM вскоре могут повторить участь United и Delta.


Деловая газета "Бизнес"