10.10.2005

Курортный сезон притормозил продажи. Итоги продаж новых иномарок в III квартале 2005 года демонстрируют новую тенденцию



АЛАН ХУРУМОВ

Итоги продаж новых иномарок в III квартале 2005 года демонстрируют новую тенденцию: по итогам квартала продажи сократились у четырех из пяти лидеров рынка. Аналитики спорят о том, прекратился ли рост вовсе или в дело вмешался сезонный фактор, который был практически незаметен в предыдущие два года.

Согласно предварительным данным "Бизнеса", изменений в пятерке лидеров рынка новых иномарок по итогам девяти месяцев не произошло. Абсолютное лидерство продолжает удерживать Hyundai, реализовавший за три квартала 68 745 автомобилей. Впрочем, это несколько меньше, чем планировалось ранее. Руководитель "Карнэт-XXI", компании-импортера Hyundai, Роман Хапаев говорит, что к концу года все продавцы Hyundai (автомобили этой марки как поставляются готовыми из Кореи, так и собираются на ТагАЗе) собирались выйти на уровень 100 тыс.

машин, однако августовская забастовка в Корее спутала их планы. По словам Хапаева, даже если Hyundai успеет произвести и поставить недостающие автомобили и машинокомплекты, до конца года будет продано не более 90 тыс. автомобилей.

Прошлогодний лидер рынка Toyota объявила, что за январьсентябрь реализовала на российском рынке 45 418 автомобилей, а другой экс-чемпион, Daewoo, отчиталась о продаже 26 493 автомобилей. Продолжает демонстрировать устойчивую динамику роста Mitsubishi Motors. С начала 2005 года "Рольф Холдингу", российскому дистрибутору Mitsubishi Motors, удалось продать 39 064 автомобиля. Замыкает топ-5 компания Nissan, продавшая за первые девять месяцев текущего года 32 905 машин.

Примечательно, что сразу четыре компании топ-5 показали в III квартале 2005 года отрицательную динамику продаж.

Так, Hyundai и Nissan реализовали в третьем квартале на 5% автомобилей меньше, чем кварталом ранее, Toyota снизила темпы продаж на 16%, а Daewoo- почти на 21%. Рост показала только Mitsubishi Motors, увеличившая продажи на 12%.

Аналитики прогнозируют, что спрос на автомобили вскоре сместится в более дешевый сегмент. "Доходы россиян перестали расти прежними темпами,- говорит эксперт ГК "Регион" Евгений Шаго.- В то же время те, кто хотели купить себе дорогой автомобиль, уже его купили". Слова аналитика подтверждает конъюнктура рынка: со второй половины 2005 года стал расти спрос на продукцию традиционных российских автопроизводителей (например,о дефиците автомобилей Lada "Бизнес" рассказывал в номере от 29 сентября).

Тенденция, проявившаяся в III квартале, не означает, что иномарки перестанут покупать: просто спрос будет привязан к сезонным колебаниям. "Летом деловая активность по идее должна снижаться,- объясняет директор по развитию бизнеса компании Auto-dealer.ru Олег Дацкив.- Люди в этот период предпочитают не покупать автомобили, а отправляться отдыхать. В последние два года, когда рынок демонстрировал лихорадочный рост, летние и осенние продажи не уступали зимним. Теперь, когда спрос удовлетворен, рынок вернется к плавному росту".

Важно определиться, что считать плавным ростом. "Рынок иномарок в 2005 году против 2004-го демонстрирует рост на 65%,- говорит генеральный менеджер по маркетингу "Рольф Холдинг" Валерий Тараканов.- Это чудовищный темп развития. Хотя он и упал по сравнению с 2004-м годом, когда рынок вырос на 75%". По мнению Тараканова, о насыщении рынка иномарок и речи быть не может. Колебания III квартала эксперт объясняет неучтенными продажами китайских автомобилей и очередным увеличением спроса на подержанные машины.

Деловая газета "Бизнес"