10.10.2005

Уход комбинатора. Александр Мамут сложил с себя полномочия председателя совета директоров "Тройки диалог"



АЛЕКСАНДР БИРМАН

Как уже сообщал "Бизнес", известный финансист Александр Мамут сложил с себя полномочия председателя совета директоров "Тройки диалог" и на днях вошел в совет директоров "Ингосстраха". Хотя Мамут продал акции "Тройки" больше года назад, не исключено, что раньше уйти из инвестиционной компании ему мешали обязательства перед Романом Абрамовичем.


"Ингосстрах" стал четвертой по счету компанией, в совете директоров которой за последние шесть лет работает Александр Мамут. В 1999 году он перешел из Собинбанка в МДМ-банк, а в 2002-м оказался в "Тройке диалог".

Очередное перемещение Мамута не стало неожиданностью. Как уже писал "Бизнес", еще осенью 2002 года стало известно, что финансист приобрел "минимум треть" "Ингосстраха". Свой пакет акций "Тройки диалог" Александр Мамут, согласно сообщениям СМИ, продал в конце 2003 года. Поэтому удивительно не то, что он появился в совете директоров "Ингосстраха", а то, что произошло это именно сейчас.

Стоит обратить внимание на то, что Мамут покинул "Тройку диалог" буквально на следующий день после объявления о покупке "Газпромом" "Сибнефти". Александр Мамут- совсем не чужой человек для "Сибнефти" и ее теперь уже бывшего владельца Романа Абрамовича. В одном из немногочисленных своих интервью (данном, кстати говоря, в офисе "Сибнефти") Мамут признался, что с Абрамовичем его связывают "дружеские и притом довольно близкие отношения". По своим масштабам сделка между "Газпромом" и "Сибнефтью" относится к числу тех, в которых российским инвестиционным банкам делать нечего. Однако не исключено, что именно в "Тройке" и готовилась комбинация, обогатившая Романа Абрамовича на $13 млрд.

Дело в том, что помимо Мамута в совете директоров "Тройки диалог" заседает еще один активно сотрудничавший с "Сибнефтью" в прошлом финансист - американец Рональд Фриман. В 1997 году, будучи вице-президентом Schroder Salomon Smith Barney (SSSB), Фриман помогал компании Абрамовича формировать международный консорциум для участия в приватизации "Роснефти". Эта затея не увенчалась успехом, и Фриман в 2000 году покинул SSSB. Но позже, когда SSSB консультировала "Сибнефть" по вопросу слияния с ЮКОСом (тоже так и не состоявшегося), Рональд Фриман выдвигался кандидатом в совет директоров объединенной компании.

Судя по всему, руководство ведущего мирового инвестиционного банка по-прежнему прислушивается к мнению своего бывшего топ-менеджера, который проработал в SSSB в общей сложности 20 лет.

А ведь Salomon Smith Barney, будучи инвестиционным подразделением Citigroup, готовил и сделку между "Сибнефтью" и "Газпромом". И, как следует из недавнего заявления главы МЭРТ Германа Грефа, именно Citigroup определяла стоимость приобретаемого газовым концерном актива.

Член совета директоров "Тройки диалог" Рональд Фриман мог не только облегчить Роману Абрамовичу процедуру торга с "Газпромом", но и инициировать сам процесс переговоров благодаря своим знакомствам в "окологазпромовских" структурах.

В первой половине 1990-х Фриман, будучи старшим вице-президентом ЕБРР, пытался вместе с австрийской инвестиционной компанией IMAG, которой в ту пору руководили будущие председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов и заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, привлечь финансирование для КамАЗа.

Из того факта, что ЕБРР понес на "камазовской" сделке многомиллионные убытки, вовсе не следует, что с тех пор у Рональда Фримана и бывших "имаговцев" взаимная идиосинкразия.

Сейчас комбинация, задуманная именитыми членами совета директоров "Тройки диалог", с блеском завершена.

Потому Александр Мамут и получил возможность всецело сосредоточиться на "Ингосстрахе". А вот какие задачи теперь решает Рональд Фриман, видимо, станет известно через два-три года.

Деловая газета "Бизнес"