12.10.2005

"Чистые" продукты заняли 2% рынка США



СЕМЕН ПОЛИВОДА

Идея о том, что на экологической чистоте можно заработать, возникла, конечно, не в России. В США, где появились первые "экомаркеты", сейчас органические продукты уже занимают 2% рынка, а специализированные отделы есть в 72% супермаркетов.
Первой страной, где экологически чистые (органические) продукты приобрели популярность, стали США. Причина тому - многочисленные рекомендации правительственных организаций и кампании в СМИ, пропагандирующие здоровый образ жизни и употребление в пищу "чистых" продуктов. В результате с 1990-го по 2004 год рынок экологически чистых продуктов в США, по данным исследовательской компании Datamonitor, вырос в 16 раз: с $1 млрд до $16 млрд.
Ритейлеры, занимающиеся продажей экологически чистых продуктах, также показали серьезные темпы роста. Так, капитализация Whole Foods Market, крупнейшей сети, специализирующейся на продаже экологически чистых продуктов, в 2004 году составила $5,3 млрд. Для сравнения: капитализация сети традиционных продуктовых магазинов Safeway в 2004 году была $9 млрд (Whole Foods Market принадлежит только 160 магазинов, в то время как в Safeway их более 1,5 тыс.).
В настоящий момент доля экологически чистых продуктов в общем объеме продаж продуктов в США составляет 2%. 72% американских супермаркетов имеют отделы экологически чистых продуктов. По данным Datamonitor, в США спрос на органические продукты ежегодно растет в среднем на 16%, и, как считают эксперты рынка, к 2008 году объем этого рынка достигнет $26,6 млрд. О намерении расширять ассортимент экологически чистых продуктов уже заявили такие крупные пищевые корпорации, как Dole, General Mills, Dean Foods и Unilever.
Европа несколько отстает от США по объемам продаж экологически чистых продуктов, однако и здесь этот рынок развивается достаточно активно. Наибольшим спросом такая продукция пользуется в Германии и Дании. Так, в Дании доля этих продуктов в общем объеме продаж даже выше, чем в США, и составляет 3%. Меньше всего экологическая продукция популярна во Франции: там ее доля в общем ассортименте- 0,5%.
Крупные европейские холдинги активно скупают производителей экологических продуктов: Danone приобрел крупного производителя натуральных йогуртов Stonyfield Farm, а Cadbury Schweppes стал владельцем компании по производству экологически чистых соков Nantucket Nectar.
В отличие от США, в Европе органически чистые продукты в основном распространяются через крупные сети супермаркетов, а не специализированные магазины. Наибольшей популярностью пользуются такие отделы в сетях Carrefour, Tesco и Ahold.
Одновременно специализированные американские супермаркеты начинают интересоваться европейским рынком - Whole Foods Market начала экспансию в Европу, купив небольшую британскую сеть Fresh & Wild, специализирующуюся на натуральных продуктах.


Деловая газета "Бизнес"