13.10.2005

$1 млн на безопасность столичных маршруток



АЛАН ХУРУМОВ

Коммерческих перевозчиков могут обязать установить на маршрутные такси тахографы, называемые в народе "черными ящиками". Авторы инициативы на днях направили в правительство соответствующий запрос. Если их предложение будет одобрено (а проект, по словам производителей "ящика", частично финансируется из бюджета), в одном из регионов России в рамках эксперимента весь пассажирский автотранспорт на год оборудуют тахографами - приборами, регистрирующими параметры движения. По подсчетам "Бизнеса", комплектация всех "Газелей" столицы обойдется в 25,5 млн руб.
единовременно.
"Я направил в правительство депутатский запрос с предложением установить на каждую маршрутку "черный ящик", фиксирующий все маневры автомобиля и действия водителя",- рассказал "Бизнесу" депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, "черный ящик" будет контролировать соблюдение водителями ПДД и следить за техническим состоянием машины.
Прибор, получивший название "Устройство регистрации параметров движения" (УРПД), уже разработан СТБ "Техсервис" (производит авиационные "черные ящики") совместно с ГУП НПО "Спецтехника и связь" МВД РФ. По словам представителя "Спецтехники и связи" Вадима Емышева, на разработку УРПД были выделены бюджетные средства - около 300 тыс. руб. Но большую часть денег в проект вложил "Техсервис". Исполнительный директор бюро Лев Шатилов уточнил, что размер инвестиций со стороны "Техсервиса" составляет не менее 10 млн руб.
Окупить вложения компания надеется с помощью Виктора Похмелкина, который добивается проведения эксперимента по установке прибора на 750 автомобилей в трех любых регионах России за счет федерального и регионального бюджетов. Но идея пока не находит поддержки.
"Мы уже обратились к московским властям с предложением разместить этот прибор на общественном транспорте, однако ответа пока не получили",- сообщил Похмелкин.
В то же время в департаменте транспорта и связи Москвы "Бизнесу" сообщили, что узнали об этом проекте только из средств массовой информации, а документов от разработчиков пока не видели.
"По нашим подсчетам, внедрение опытного прибора по цене 12 тыс. руб. в трех крупных регионах обойдется примерно в 19 млн руб.",- говорит Лев Шатилов. По его словам, эта сумма включает в себя поставку и установку оборудования и программного обеспечения. Серийный образец будет стоить в два раза дешевле.
"Главные противники идеи - владельцы транспортных предприятий",- жалуются разработчики. По их словам, внедрение ноу-хау в обязательном порядке немедленно ударит по доходам маршрутчиков.
В "Автолайне", однако, введения нового прибора не боятся. "У нас уже сегодня часть автопарка состоит из иномарок, оснащенных тахографами",- сообщила "Бизнесу" заместитель руководителя пресс-службы компании Екатерина Герасимова. И хотя специалисты "Автолайна" считают, что на городских маршрутах такие приборы не нужны, обещают их установить, если поступит соответствующее распоряжение. Всего в автопарке "Автолайна" около 2,3 тыс. машин. Устройствами, сходными с "черным ящиком", снабжены 145 машин.
Следовательно, если разработчикам устройства удастся добиться проведения эксперимента и обязательной установки УРПД на все автомобили, оборудование парка "Автолайна" обойдется примерно в 13 млн руб. "Автолайн" в Москве занимает 51% рынка пассажирских перевозок. Если предположить, что в автопарках остальных столичных перевозчиков процент автомобилей с "черными ящиками" такой же, получится, что на обеспечение всех маршруток Москвы придется потратить примерно 25,5 млн руб.
Но программа-максимум разработчиков "черного ящика" для маршруток - обязать автопроизводителей устанавливать тахографы на стадии сборочного производства. Хотя на ГАЗе, с конвейеров которого сходят "Газели", вовсе не уверены в необходимости подобного прибора. "Полтора года назад, после серии аварий, мы провели глубокий рестайлинг этой модели,- рассказал "Бизнесу" Владимир Торин, руководитель пресс-службы УК "Руспромавто" (контролирует ГАЗ).- Мы добавили ABS, установили новую светотехнику, модифицировали конструкцию кабины и сидений, чтобы повысить безопасность пассажиров".
Это не первая попытка оборудованиямаршруток "черными ящиками". Подобные эксперименты уже проводились или планировались в регионах - в Челябинской и Рязанской областях, республике Хакасия. Московские разработчики "черных ящиков" не знают, были ли успешными опыты их региональных коллег.


Деловая газета "Бизнес"