13.10.2005

Капиталы избавляют от России. Амнистируемые деньги разрешат не возвращать в страну



Сегодня на совещании с участием руководителя администрации президента Дмитрия Медведева должен быть решен вопрос о принципиально новых условиях обещанной Владимиром Путиным амнистии капиталов. Требование об обязательном переводе аминистируемых денег в российские банки может быть отменено. Эта мера повышает привлекательность условий амнистии, которой сейчас эксперты предрекают провал.

Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью агентству "Интерфакс" изложил новый сценарий амнистии. Минфин предлагает разрешить гражданам задекларировать свои доходы, заплатив с них 13-процентный сбор в обмен на освобождение от уголовной ответственности. При этом поставленное президентом условие о том, что амнистия должна сопровождаться внесением средств на счета в российские банки, решено не соблюдать.

"Мы подготовили новый законопроект. Он даже не потребовал внесения изменений в Уголовный кодекс, как это было раньше. Он автоматически освобождает от уголовной ответственности, как мы и хотели. Нужно будет просто задекларировать доходы и уплатить сбор", – заявил Сергей Шаталов. По его словам, так как вносить средства на счета в российские банки, как это предполагалось ранее, будет не нужно, граждане "смогут задекларировать не только те денежные средства, которые можно принести и положить в банк, но и те, которые вложены в недвижимость или куда-нибудь еще". Кроме того, такой подход позволит "автоматически исключить возможность претензий со стороны Росфинмониторинга". Правда, при этом Сергей Шаталов не уточнил, от какой именно уголовной ответственности будут в итоге освобождаться амнистируемые – только от ответственности за налоговые преступления или от уголовной ответственности как таковой. Но в любом случае новый подход кардинально отличается, от того, который был намечен Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию 25 апреля 2005 года.

Тогда президент четко обозначил условия предстоящей амнистии: "разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы" при условии уплаты "13-процентного подоходного налога и внесения соответствующих сумм на счета в российские банки". Именно такой законопроект и подготовил первоначально Минфин. Но был подвергнут жесткой критике. Во-первых, обязательность внесения средств на счета в банки неизбежно влекла за собой проверки их происхождения со стороны Росфинмониторинга (если декларируемая сумма превышает 600 тыс. рублей). Во-вторых, сам факт того, что деньги нужно было откуда-то либо приносить, либо переводить, например, из-за границы, где им и так комфортно, да еще уплачивать за это 13%, не внушал оптимизма потенциальным амнистируемым. В-третьих, амнистия распространялась исключительно на налоговые преступления (от ответственности за нарушения, к примеру, валютного законодательства никто амнистируемых не освобождал). Список претензий рос буквально на глазах. В итоге выяснилось, что такая амнистия никому не нужна. Кроме того, в кулуарах президентской администрации родилась идея распространить амнистию не только на денежные средства граждан, но и на их недвижимое имущество. Понятно, что и эту проблему законопроект никак не решал. 11 августа на заседании правительства было решено отправить его на доработку, которая длится до сих пор. Выступление Сергея Шаталова стало первым отчетом о ходе проделанной работы.

Большинство комментариев по поводу смелой инициативы отличаются осторожностью. "В целом это хорошее предложение. Амнистия только вкладов с обязательным внесением средств в банки – это слишком узко. Но и предложенная Минфином новая амнистия может быть бессмысленной и малоэффективной, если не будет касаться экономических преступлений. Я не говорю про торговлю оружием, убийства, наркотики, мошенничество. За эти преступления ответственность должна быть сохранена. Другое дело – нарушения, к примеру, таможенного законодательства",– заявил Ъ представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский. По его словам, акт амнистии должен быть "максимально широким, полным, понятным и конкретным и только тогда он будет максимально эффективным". "После проведения такой амнистии даже я при всех своих либеральных взглядах готов буду согласиться на увеличение ответственности за неуплату налогов",– заявил он. В Госдуме к предложениям Сергея Шаталова также отнеслись неоднозначно. "Это шаг навстречу реальности. Безусловно, это предложение учитывает многие претензии, которые предъявлялись к первоначальному тексту законопроекта. На мой взгляд, уточнения требует также ставка предполагаемого сбора за амнистию",– считает глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник. По его словам, "если в перспективе ввести налог на капитал (такой вариант в Госдуме сейчас обсуждается) можно было бы говорить о существенно меньшей ставке сбора, государство в итоге от этого бы только выиграло". Зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин более категоричен: "В ситуации, когда у граждан нет доверия к власти, любая амнистия не имеет смысла". "Новый вариант Минфина подойдет только чиновникам, которые брали взятки и настроили особняков, и бандитам, которые смогут легализовать любые средства. Всем остальным такая амнистия не нужна",– уверен депутат.

Минфин же, в свою очередь, утверждает, что изложенный Сергеем Шаталовым сценарий, "не более чем рабочий вариант". "Окончательного текста законопроекта пока нет. Все еще будет обсуждаться",– заявил Ъ помощник министра финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов. А по словам Сергея Шаталова, из-за того что в рамках новой концепции пришлось выйти за границы тех ограничений, которые были установлены в послании президента, потребуются дополнительные согласования с президентской администрацией. По сведениям Ъ, не исключено, что они состоятся уже сегодня на совещании у руководителя администрации президента Дмитрия Медведева.

ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО

КоммерсантЪ