14.10.2005

Шопинг в рунете. Покупателями становятся только те, кто обладает нужным опытом и навыками работы в сети



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Совершать покупки в рунете могут все, у кого есть доступ к сети, но реально веб-шопингом занимаются немногие. Равно как и в реальном магазине, теоретически, может затовариться любой, но покупают только те, у кого есть деньги. В интернете кроме наличия денег есть и другой параметр отбора. Покупателями становятся только те, кто обладает нужным опытом и навыками работы в сети.
ROMIR Monitoring выпустила новое исследование аудитории интернет-магазинов в рунете. По данным ROMIR, 42% пользователей интернета в России регулярно ходят на сайты онлайн-магазинов. И только меньше половины этих людей (42% от посетителей) что-то действительно покупают. Остальные приходят посмотреть, что почем, и сравнить цены с теми, что в магазине около дома. Велика вероятность, что в этом магазине за углом люди и купят, даже если цена в онлайне окажется немного ниже. Ну просто потому что привычно и понятно, а на сайте черт ногу сломит: нужно заполнять какие-то странные формы.
Собственно поэтому шопинг в рунете часто напоминает торговлю по каталогам. Человек смотрит картинки, читает описания к ним. Потом звонит по телефону, указанному на сайте, и просит принять голосовую заявку на, скажем, стиральную машину. Или вообще может попросить менеджера магазина поговорить с ним, дать совет и помочь выбрать нужный товар. Самое смешное, что эти самые люди, которые не хотят заполнить форму на сайте магазина, с легкостью готовы вырезать ножницами какие-то фантики на скидку и заполнять два листа бумажной анкеты и отправлять затем эту пачку бумаги по обычной почте. Это вне отчетов или исследований, это из личных наблюдений. А из отчетов - имеем данные, что продажи у магазинов, предоставляющих возможность заказать товар по телефону, выше, чем у нетелефонизированных конкурентов.
Покупателям плевать на технологии, которые использует магазин, CRM-системы и снижение затрат за счет отлаженных технологий документооборота. Люди рассматривают интернет-магазины как рекламные каталоги товаров сервисов типа "товары почтой". К счастью, не все покупатели таковы, но все же это большая часть клиентов, с которыми магазинам надо что-то делать. То ли учить, то ли забыть, то ли пойти у них на поводу.Учить людей делать покупки в сети в настоящий момент почти невозможно. Это связано в первую очередь с привычкой пользоваться интернетом вообще.
"Забыть" не позволяет инстинкт предпринимателя. Идти на поводу - значит менять некоторые собственные навыки торговли в интернете. И значит отказаться от некоторых технологических возможностей в пользу более традиционных, условно говоря, каталожных методов. Но это только в случае с ограниченными возможностями финансирования. В принципе, можно и нашим и вашим угодить и спать спокойно.
Вероятно, лет через пять о каталожной торговле по телефону можно будет забыть и больше внимания уделять технологиям учета продаж, генерированию контента "под пользователя" и прочим "сладким" для интернетчиков вещам. Сейчас "поглазеть" на товары в интернет-магазинах приходят в основном люди 14-24 лет (по данным ROMIR Monitoring). То есть, скорее всего, не покупают они просто по причине отсутствия денег. А когда начнут зарабатывать, тогда и будут покупать в магазинах по правилам, которые предполагались, когда эти магазины только стали появляться.



Деловая газета "Бизнес"