18.10.2005

Продажные блоги



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

AOL Time Warner купила не так давно сеть блогов Weblogs Inc. за $25 млн, Yahoo! объединяет поиск по новостным сайтам и блогам. Вроде бы налицо все признаки того, что блоги приближаются к полноценным информационным сайтам. Но отличие все же есть, оно в человеческом факторе.
Когда топ-менеджеры AOL решили потратить $25 млн на сеть из 85 блогов, скорее всего они воспринимали это как покупку очередного медиаресурса. По официальным данным, Weblogs Inc. может давать в месяц порядка 30 млн показов страниц, грубо говоря, 120 млн показов баннеров в месяц на качественных тематических ресурсах. Вполне неплохо даже для американского рынка интернет-рекламы, особенно учитывая уже выстроенную службу продаж рекламы на всех этих блогах.
Но дело в том, что при всех значительных объемах рекламы и популярности ресурсов, входящих в сеть Weblogs Inc., это не совсем "большое" медиа, а попрежнему совокупность тематических дневников словоохотливых людей, которые хотят что-то рассказать миру. Они выбрали формат блогов, чтобы не стеснять себя редакционной политикой изданий и форматами текстов, чтобы иметь возможность особо не выбирать выражения, если им что-то не по душе.
AOL Time Warner - гигантская корпорация, со своими правилами, внутренней политикой, ключевыми клиентами, с которыми выстроены долгосрочные отношения. Станет ли гигант вмешиваться в процесс создания личного блога? Например, просить убрать записи, в которых какой-нибудь блоггер ругает новую модель Ford, если с этим самым Ford подписан годовой контракт на рекламу? Вполне ведь может заняться такой цензурой исходя из общих задач корпорации, хотя совершенно не факт, что именно так и будет.
Речь, собственно, вообще о теоретическом сочетании блогов и большого бизнеса. Большой бизнес накладывает определенные ограничения на свободу высказываний, в том числе и в блогах. А блоггеры ценят возможность устраивать свое собственное медиа, в котором они сами себе хозяева: что хотят, то и воротят.
Вспомнить хотя бы волны возмущений в русском сегменте блогов Livejournal, которые происходят всякий раз, когда чей-то дневник удалят по цензурным соображениям работники этого сервиса.
То есть многие, наверное, не прочь сделать из своего блога "продажную прессу", размещать "джинсу'BB, просто и честно получать деньги за стандартную рекламу по прайс-листу. Но только в том случае, если на них при этом не будет давить "большой дядя".
Weblogs Inc. удавалось поддерживать хорошие отношения с блоггерами: давали им денег и демонстративно отстранялись от любых вопросов редактирования контента. Этот баланс в том числе удавалось поддерживать за счет того, что Weblogs Inc. маленькая компания, которая обладает большой гибкостью в решении любых острых вопросов, как с рекламодателями так и с капризными блоггерами. Большой и неповоротливый бизнес может или оставить блоггерам свободу действий или забыть об их существовании, потому что люди уйдут, потеряют интерес, забросят блоги, если на них давить. Посмотрим, как поведет себя AOL в ближайшем будущем. В России тематические блоги только зарождаются, и встреча с рекламным рынком им еще предстоит, но скоро подобная ситуация может возникнуть и в рунете.



Деловая газета "Бизнес"