18.10.2005

«В России на лекарства тратят 30 евро, в Европе — 150»



Льготная программа дала мощный толчок российскому фармрынку. В 2005 году российский рынок вырастет на $700 млн, до $5 млрд, в том числе и за счет запуска программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). "Примерно 50% из 17 млн евро прироста оборота Schering в России в этом году придется на госзакупки",- говорит директор регионального подразделения Европа II компании Schering Маркус Бальтцер. О преимуществах ДЛО и том, почему компания не планирует строить завод в России, он рассказал корреспонденту "Бизнеса" Александру Демчуку.

- Каковы перспективы российского фармрынка? - Российский рынок очень перспективен, ему есть куда развиваться. Одно из преимуществ страны с этой точки зрения - большое население.

Вместе с тем при 143 млн жителей в России потребление лекарств существенно ниже европейского уровня. В странах ЕС объем ежегодного потребления лекарств - 150 евро на человека, в России эта цифра едва достигает 30 евро. Кроме того, в стране еще есть что развивать: если в Москве уровень медицинского обслуживания и технического обеспечения достаточно приличный, то в регионах он оставляет желать лучшего.

Эти факторы говорят о том, что рынок будет расти. Об этом свидетельствует и тот факт, что в стране представлены все крупнейшие фармацевтические компании, в этом плане он мало отличается от европейских рынков. Пожалуй, единственное отличие - в России чересчур велик рынок дженериков, который не так жестко регулируется, как в западных странах. Поэтому случается, что одинаковые по составу препараты по качеству отличаются кардинально.

- Каков уровень российской медицины? - В среднем медицинские услуги в России очень хорошие. Что не на достойном уровне - так это оборудование. Часто, проезжая по стране, я вижу, что оборудование либо старого поколения, либо секонд-хенд.

Что касается интеллектуального уровня врачей, то здесь должен отметить, что на всех международных форумах русские не только выступают, но и задают тенденции. Основная проблема - недостаток финансирования российской медицины, не вполне логичное распределение финансов.

- Каковы ваши прогнозы по развитию российского рынка? - По нашей оценке,в прошлом году объем российского рынка составил около $4,3 млрд. В 2005 году мы ожидаем рост до $5 млрд. Это очень существенный показатель, во многом обусловленный запуском программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО.- "Бизнес").

На российском рынке представлены большинство препаратов мировых компаний, однако до старта программы ДЛО не все пациенты в силу своих материальных возможностей могли получать нужные дорогостоящие препараты в достаточном количестве.

- Раскройте ваши финансовые показатели в России.

- В 2004 году выручка нашего российского подразделения составила около 53 млн евро.

По нашим прогнозам, по результатам 2005 года его оборот достигнет примерно 70 млн евро. Причем половиной этого роста мы обязаны именно программе ДЛО. Примерно 50% из 17 млн евро прироста в этом году придется на госзакупки.

- Эксперты говорят, что сейчас иностранным компаниям экономически выгодно строить производственные площадки в России. Планируете ли вы строительство собственных мощностей в России? - Мы детально проанализировали наши мировые производственные возможности еще два года назад. Тогда мы пришли к заключению, что компании стоит сконцентрироваться на уже имеющихся производственных мощностях, развивать только их. По нашим оценкам, построить завод в России стоит несколько миллионов евро. Пока подобное строительство для нас экономически не оправдано.

Деловая газета "Бизнес"