Или дешево, или круто. Иностранные аналитики включили Россию в тройку европейских лидеров по темпам роста продаж машин
Кирилл Тищенко
Иностранные аналитики включили Россию в тройку европейских лидеров по темпам роста продаж машин: за девять месяцев продано почти 400 тыс. новых иномарок, их рынок вновь вырос на две трети. Покупательский бум, считают на Западе, будет продолжаться, пока не упадут цены на нефть. А последнее маловероятно.
Россияне раскупают новые автомобили примерно с такой же скоростью, как поляки и турки. Как отмечают в New York Times, «российские нефтедоллары начинают просачиваться вниз». Если раньше 90 процентов ездили на «Жигулях», а 10 на «Мерседесах», то теперь год от года появляется все больше россиян, которым удается изыскать средства на новую иномарку. И все же пока большой разрыв между слоями населения отражается на статистике моделей проданных автомобилей: пока одни копят на «Акцент», другие выбирают между «семеркой» и «восьмеркой» не вазовскими, конечно, а немецкими BMW и Audi.
В списке иномарок-бестселлеров российского рынка практически отсутствуют автомобили среднего класса стоимостью $2025 тыс.
Девять из десяти наиболее раскупаемых иномарок компактные автомобили класса C и B, за которые просят $1020 тыс. Единственное исключение седан бизнес-класса Toyota Camry, разошедшийся за девять месяцев в количестве чуть менее 10 тыс. (примерно столько же за девять месяцев продали Hyundai Elantra), хотя его успех можно объяснить корпоративными продажами. Во второй десятке еще пять компактов дешевле $20 тыс.: Mazda3, Renault Megane, Chevrolet Aveo, Renault Symbol и Chevrolet Lacetti.
Самые продаваемые иномарки по итогам 9 мес. 2005 г.
|
Модель
|
Продано за 9 мес. 2005 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Hyundai Accent
|
28757
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Daewoo Nexia
|
27629
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Mitsubishi Lancer
|
27108
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Ford Focus
|
23133
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Toyota Corolla
|
16983
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Nissan Almera
|
14839
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Daewoo Matiz
|
12104
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Hyundai Getz
|
11456
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Hyundai Elantra
|
9915
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Toyota Camry
|
9914
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Hyundai Sonata
|
8252
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Nissan Primera
|
7029
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Mazda3
|
6610
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Toyota Avensis
|
6367
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Mazda6
|
6259
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Renault Megane II
|
6102
|
|
17
|
Chevrolet Aveo
|
6076
|
|
18
|
Renault Symbol
|
5790
|
|
19
|
Nissan X-Trail
|
5329
|
|
20
|
Chevrolet Lacetti
|
5025
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производители массовых бюджетных автомобилей не умеют преподнести покупателям свои большие машины дешевые модели классов D и E расходятся на российских просторах в разы хуже, чем аналогичные по размерам и более дорогие от люксовых брендов.
После дыры в продажах автомобилей стоимостью больше $20 тыс. начинается епархия марок класса «премиум», предлагающих модели от $30 тыс. Здесь ситуация обратная: более дорогие модели продаются лучше дешевых. BMW продает больше «пятерок», чем «трешек» (1426 против 1177), у Audi «шестерки» тоже покупают лучше «четверок» 1759 против 1487. Audi почти вплотную подобралась к баварцам 4433 проданных за три квартала автомобилей против 4797 у BMW, а в состязании топ-моделей A8 оставила позади «семерку» 583 автомобиля против 562. Audi и BMW продали примерно столько же машин, сколько Citroen (4537), несмотря на недавнее обновление модельного ряда французской компании. Но если «Ситроен» все же прибавляет в продажах, то никакие «смены состава» пока не помогают Peugeot, даже появление нового 407-го с эффектным дизайном не помогло этому производителю продвинуться выше 14-го места. Peugeot продал за девять месяцев 6410 автомобилей снижение продаж на 5% и сползание в рейтинге на два места в сравнении с прошлым годом. Как нельзя вовремя появились иранские партнеры французов Iran Khordo со своими 206-ми, продающимися в среднем на $2 тыс. дешевле оригинала.
Mercedes, чьи автомобили всегда значились в традиционных для России символах роскошной жизни, серьезно сдал позиции, уступив с 3272 проданными автомобилями не только Audi, BMW и Lexus, но и Volvo. У Mercedes стал наконец продаваться А-класс 268 экземпляров за девять месяцев, неплохо продается E-класс 37% роста продаж, 1203 автомобиля против 877 проданных за три квартала прошлого года. «Мерседесов» S- и M-класса в этом году продали почти в два раза меньше. В DaimlerChrysler это объясняют «межсезоньем»: в настоящее время ожидается поступление в Россию «эсок» и «эмок» нового модельного года, поэтому текущие модели раскупают хуже.
Постепенно подтягиваются к лидерам в премиум-сегменте британские марки. Land Rover в рейтинге занял место сразу за Mercedes с 2772 проданными автомобилями и 54-процентным ростом продаж по сравнению с прошлым годом. В количественном выражении Jaguar удалось распродать немного, 358 машин, но это в три раза больше, чем в прошлом году. На Mini нашлось больше покупателей, чем на SAAB 283 автомобиля против 207. Bentley продано 140 штук, а могло быть и больше: продажи ограничены квотами на купе Сontinental GT. В целом темп роста продаж люксовых брэндов сопоставим с показателями бестселлеров российского авторынка.
По числу проданных в сумме новых автомобилей иностранные производители приближаются к самому крупному отечественному. АвтоВАЗ за девять месяцев выпустил для внутреннего рынка 452,7 тыс. автомобилей (в России принято сообщать показатели производства, а не продаж), иномарок же за этот период продано уже 400 тыс. При этом производители второго эшелона, то есть не попавшие в первую десятку и предлагающие достаточно дорогие автомобили, не конкурирующие с российскими по цене, продали всего около 70 тыс. из этого числа. Уже к концу года в соревнование за кошельки российских автолюбителей могут вступить китайские автопроизводители Chery и Iran Khodro. Китайцы обещают цены на уровне $8-12 тыс., то есть у российского автопрома появились очередные прямые конкуренты, способные продавать автомобили десятками тысяч.
Итоговые продажи новых иномарок с января по сентябрь 2005 г. в сравнении с аналогичным периодом 2004 г.
|
Марка
|
Продано за 9 мес. 2005 г.
|
Продано за 9 мес. 2004 г.
|
Изменение, %
|
Место по итогам 2004 года
|
|
1
|
Hyundai
|
68745
|
33627
|
104
|
1
|
|
2
|
Toyota
|
45 418
|
30323
|
50
|
2
|
|
3
|
"Daewoo (""УзДэуАвто"")"
|
39733
|
26493
|
50
|
4
|
|
4
|
Mitsubishi
|
39064
|
21049
|
86
|
5
|
|
5
|
Ford
|
37 253
|
26593
|
40
|
3
|
|
6
|
Nissan
|
32905
|
18952
|
74
|
6
|
|
7
|
Renault (с коммерч.)
|
18533
|
10804
|
72
|
8
|
|
8
|
Kia
|
16958
|
14636
|
16
|
7
|
|
9
|
Mazda
|
13382
|
5151
|
160
|
9
|
|
10
|
Сhevrolet
|
13001
|
777
|
1 573
|
23
|
|
11
|
Volkswagen (с коммерч.)
|
9571
|
5 314
|
80
|
10
|
|
12
|
Opel
|
7043
|
7198
|
-2
|
9
|
|
13
|
Suzuki
|
6792
|
4767
|
42
|
13
|
|
14
|
Peugeot (с коммерч.)
|
6410
|
6754
|
-5
|
12
|
|
15
|
Honda
|
5763
|
4436
|
30
|
14
|
|
16
|
Skoda
|
5412
|
4179
|
30
|
15
|
|
17
|
BMW
|
4797
|
3743
|
28
|
17
|
|
18
|
Citroen (с коммерч.)
|
4537
|
3226
|
41
|
19
|
|
19
|
Audi
|
4433
|
2905
|
53
|
20
|
|
20
|
Lexus
|
3699
|
2590
|
43
|
21
|
|
21
|
Volvo
|
3645
|
3612
|
1
|
16
|
|
22
|
Mercedes (с коммерч.)
|
3272
|
3009
|
9
|
18
|
|
23
|
Land Rover
|
2772
|
1793
|
55
|
24
|
|
24
|
Jeep
|
682
|
432
|
58
|
26
|
|
25
|
Chrysler
|
668
|
422
|
58
|
27
|
|
26
|
Jaguar
|
358
|
115
|
211
|
32
|
|
27
|
Mini
|
283
|
145
|
95
|
31
|
|
28
|
SAAB
|
207
|
307
|
-33
|
29
|
|
29
|
Сadillac
|
174
|
165
|
5
|
30
|
|
30
|
Bentley
|
140
|
н.д.
|
н.д.
|
36
|
|
31
|
HUMMER
|
95
|
41
|
132
|
н.д.
|
|
32
|
FIAT
|
68
|
81
|
-16
|
33
|
|
33
|
Alfa Romeo
|
54
|
131
|
-59
|
32
|
|
34
|
Lancia
|
3
|
4
|
-25
|
40
|
|
Всего
|
|
395870
|
243774
|
62
|
|
Газета.RU
|