19.10.2005

Всего два года без конфискации. Госдума решила вернуть конфискацию имущества в Уголовный кодекс



ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ, АЛЕКСЕЙ САВКИН

В ближайшее время в России может быть реанимирована такая мера наказания, как конфискация имущества. Как заявил вчера председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, пока речь идет исключительно о конфискации за преступления, связанные с коррупцией. Однако эксперты уже опасаются, что борьба со взяточничеством станет лишь первым шагом на пути к полномасштабному возвращению в Уголовный кодекс нормы о конфискации имущества, в первую очередь за экономические преступления.

Отсутствие в российском Уголовном кодексе меры наказания, предусматривающей конфискацию имущества, судя по всему, окажется совсем непродолжительным. Спустя всего два года после исчезновения из УК этой нормы Госдума обещает ее восстановить. "Я надеюсь, в ближайшее время мы будем иметь конфискацию в нормальной цивилизованной форме в законодательстве,- заявил вчера в офисе "Интерфакса" глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.- Не все будет конфисковываться, конечно, никто не говорит о повальной конфискации. Но есть вопросы, которые уже определены: по коррупционным преступлениям. Люди имеют многомиллионный, иногда миллиардный бизнес, все регистрируется на подставных лиц, и следствию порой удается доказывать это, а правовой и нормативной процедуры, как это изъять, у нас сегодня нет.

Нет и института конфискации, который был в истории, но был, по сути, исключен из правового инструментария в нашей стране".

Судя по тону высказываний Васильева, вопрос о внесении поправок в Уголовный кодекс уже практически решен. Стоит, правда, отметить, что плацдарм для реанимации этой нормы УК готовился достаточно долго - фактически с самого момента отмены конфискации как дополнительного наказания (см. справку). Ну а формальным поводом для возврата конфискации, скорее всего, стало принятие правительством Конвенции ООН по противодействию коррупции ("Бизнес" рассказывал об этом 14 октября). "Мы, по сути, принимаем эту конвенцию, и мы обязаны будем ввести у себя в законодательстве такое понятие, как конфискация",- объяснял вчера Владимир Васильев.

Напомним, что ратификация конвенциипозволит установить для подписавших ее стран единые правила по профилактике коррупции, выдаче коррупционеров другому государству, а также возврату из-за границы средств, полученных зарубежными коррупционерами от отечественных взяточников. Кроме того, конвенция требует рассматривать как уголовно наказуемые деяния подкуп иностранных и отечественных чиновников, должностных лиц, публичных международных организаций, а также нецелевое использование публичным должностным лицом имущества, злоупотребление влиянием и служебным положением, подкуп и хищение имущества в частном секторе.

Опрошенные "Бизнесом" эксперты, в целом поддерживая предложенную Владимиром Васильевым поправку, опасаются, что эта мера будет использована как один из дополнительных рычагов давления на предпринимателей. "Если в законопроекте будет сказано, что сумма конфискованного имущества равняется сумме похищенных средств, он имеет право на существование,- говорит руководитель департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров.- Но если за взятку в $300 будет конфискован дом, то я против такого варианта изменения Уголовного кодекса". К тому же, считает он, еще неизвестно, насколько вообще целесообразно введение в УК подобной нормы. "Дело в том, что все чиновники предпочитают записывать свое имущество на других лиц, и разобраться, где что, бывает подчас очень непросто",- объясняет Кучеров.

Сумма конфискуемого по закону имущества должна быть пропорциональна сумме украденного, соглашается генеральный директор юридической компании "Георг-консалтинг" Анатолий Павленко.

Но и он считает, что принятие такой поправки может негативно отразиться на всех предпринимателях. "У нас любого бизнесмена можно обвинить в коррупции,- уверен Павленко.- И поэтому после введения в действие этой теоретически разумной меры на практике всех предпринимателей можно будет сажать в тюрьму". Именно поэтому, говорит он, очень важно четко описать механизм действия поправки. "И ни в коем случае не отдавать все на откуп ни Министерству внутренних дел, ни Федеральной налоговой службе, которыесами весьма подвержены коррупции,- добавляет Павленко.- Думаю, этим должна заниматься прокуратура".

Помимо всего прочего, эксперты опасаются, что борьба с коррупцией станет лишь первым шагом на пути к полноценному возврату в УК нормы о конфискации имущества, и через некоторое время депутаты захотят принять поправку, по которой конфисковывать имущество можно будет за экономические и налоговые преступления. Более того, среди респондентов "Бизнеса" есть и такие, кто уже смирился с этой возможностью и говорит, что "в принципе даже в этом ничего плохого нет".

"Главное только, чтобы сумма конфискации была соразмерной",- настаивает старший экономист ФК "Уралсиб" Владимир Тихомиров.

КАК ВОЗВРАЩАЛАСЬ КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА
Требования вернуть в Уголовный кодекс норму о конфискации имущества стали появляться буквально сразу после ее отмены в 2003 году. Уже весной 2004 года реанимировать институт конфискации потребовал заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников. А осенью того же года группа депутатов «Единой России» даже внесла в парламент проект закона, который также предлагал вернуть в УК конфискацию имущества не только за терроризм, коррупцию и торговлю наркотиками, но и за некоторые экономические преступления.

Деловая газета "Бизнес"