20.10.2005

Москва - для москвичей. Власти Москвы категорически не желают делиться городским заказом с иногородними и иностранными компаниями



ОКСАНА КАРПОВА
ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ

Вчера депутаты Мосгордумы пообещали оспорить в Конституционном суде норму федерального законодательства, согласно которой осваивать городской заказ теперь смогут не только компании из других городов, но и из других стран.
Как уже сообщал "Бизнес" (см. номер от 29 сентября), с 1 января 2006 года начет действовать федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вводит единый порядок осуществления государственного заказа во всех регионах. В соответствии с ним государственные и муниципальные заказы будут размещаться исключительно на аукционах и товарных биржах, при этом чиновники будут обязаны выделять квоту в размере 15% от объема заказа для предприятий малого бизнеса. Кроме того, закон обязывает региональные власти при распределении своих заказов отказаться от преференций местным компаниям.
Это требование федерального закона возмутило депутатов Мосгордумы больше всего.
"Москва, как и любой другой субъект, со следующего года лишится права устанавливать свои правила игры при проведении конкурсов по городскому заказу. Это означает, что столичные предприятия будут участвовать в конкурсе на равных с другими региональными и иностранными компаниями.
Если ситуация не изменится, то под угрозой окажется московская промышленность и производственный бизнес, имеющие на сегодняшний день определенные преференции",- уверена председатель комиссии Мосгордумы по экономполитике Ирина Рукина.
Вчера Мосгордума должна была привести законодательство города в соответствие с федеральным. Однако депутаты категорически отказались принимать соответствующий законопроект сразу в трех чтениях, одобрив документ лишь в первом чтении.
В прениях депутаты отметили, что Москва закупает для нужд города товары столичных производителей по ценам на 10% выше, чем у производителей из других городов.
При этом речь идет о довольно крупных суммах. Запервое полугодие этого года общая стоимость лотов столичного горзаказа составила 105 млрд руб., в то время как заказы других регионов за тот же период оценены в 332 млрд руб.
Кроме того, сейчас для участия в конкурсе по освоению горзаказа допускаются только те компании, которые имеют основные производственные фонды. По мнению Ирины Рукиной, федеральный закон о госзаказе противоречит Бюджетному кодексу, в котором предусмотрена возможность регулирования регионами отношений, связанных с заключением государственных и муниципальных к о н т р а к т о в .
В итоге обсуждения депутаты даже пообещали направить в Конституционный суд запрос с требованием проверить федеральный закон на соответствие Конституции.
По словам гендиректора Московского агентства по развитию предпринимательства Сергея Коноплева, не исключено, что федеральный закон о госзаказе был принят в связи с планами России о присоединении к ВТО. Следуя правилам этой организации, все компании должны находиться в равных условиях, в том числе участвуя в конкурсах по городскому заказу. "Поэтому опасения Мосгордумы вполне оправданны. Если на московский рынок хлынут иностранные компании, то отечественные производители не смогут конкурировать с ними даже по такому критерию, как международный стандарт выполнения работ, оказания услуг",- уверен Коноплев.



Деловая газета "Бизнес"