21.10.2005

Деньги решат все. Конкурсы на рекламные места заменят аукционами



Вице-мэр Перми Владимир Бирюков заявил, что вместо объявленного ранее конкурса на право аренды рекламных конструкций в Центральном планировочном районе (ЦПР) областного центра власти намерены провести аукцион, который должен состояться уже в ноябре. Отказ от системы конкурсов чиновник объяснил протестом территориального управления федеральной антимонопольной службы (УФАС), чьи специалисты посчитали, что в мэрии недостаточно четко прописали условия определения победителя конкурса. По мнению участников рынка, аукционы сделают процедуру распределения рекламных мест более прозрачной, но в то же время могут способствовать вытеснению с рынка пермских компаний московскими игроками.

На вчерашней встрече с представителями СМИ вице-мэр Перми, начальник департамента имущественных отношений (ДИО) Владимир Бирюков заявил, что вместо конкурса на право аренды рекламных конструкций в ЦПР, который должен был состояться еще 12 октября, мэрия намерена провести аукцион. Точная дата его проведения будет объявлена позже, но ориентировочно торги состоятся в середине ноября. На аукцион будут выставлены те же 12 лотов общей стоимостью около 600 тыс. рублей, которые предполагалось выставить на конкурсной основе. Условия проведения конкурса вызвали недовольство пермских рекламистов, которые посчитали, что критерии определения его победителя прописаны недостаточно четко. Более того, в приватных разговорах некоторые рекламисты назвали конкурсную систему попыткой передела рынка «в пользу некоторых его участников». Недовольство рекламного сообщества вылилось в иск директора РА ООО «Хайтек» Сергея Рыбакова. Он потребовал признать ряд пунктов положения о проведении торгов недействительными. 6 октября суд частично удовлетворил иск, признав недействительным в том числе и приложение, в котором были прописаны критерии определения победителя. Однако это чиновников ДИО не смутило – за день до даты проведения конкурса в СМИ были опубликованы изменения в положение о порядке проведения торгов, которые должны были учесть претензии суда. Измененное положение тут же было оспорено УФАС, признавшим некоторые его пункты противоречащими закону о конкуренции.

Владимир Бирюков заявил, что 12 октября конкурс не состоялся, так как в ДИО «так и не получили мотивированное решение арбитражного суда». Окончательный же отказ от конкурсов, по его словам, основан на проведенных консультациях с руководством УФАС. Более того, в ДИО рассчитывают сделать практику проведения аукционов постоянной, и уже готовят для выставления на торги еще несколько мест в ЦПР.

Ъ    В 2001 году администрация Перми ввела понятие «Центрального планировочного района», границы которого были определены реками Егошиха, Данилиха, Кама и улицей Белинского. Сразу после этого чиновники объявили, что на более выгодные места в центре будут проводиться конкурсы. Первый конкурс состоялся в сентябре 2002 года, но его итоги были оспорены в суде и антимонопольном ведомстве. Рекламисты посчитали, что при проведении конкурса мэрия создала дискриминационные условия для некоторых участников. В результате горадминистрация объявила мораторий на проведение конкурсов в ЦПР Перми. По оценкам участников рынка наружной рекламы Перми, сегодня общий объем рынка составляет около $7 млн, причем почти 70% этого объема приходится на ЦПР (42-43% конструкций).

Пермские рекламисты, опасаясь давления со стороны ДИО, неохотно дают официальные комментарии по поводу действий департамента. Руководитель одного из пермских РА на условиях анонимности заявил „Ъ“, что «это резонный путь решения проблемы». «На хорошие места будет много претендентов, конкуренты вступят в открытую борьбу. Единственный возможный минус – если на рынок придут непрофессионалы – «денежные мешки», которые просто захотят, например, купить щит около своего магазина. Город от этого вряд ли выиграет», – поделился мнением собеседник „Ъ“. Также он отметил, что не до конца ясным остается вопрос, какие именно конструкции будут выставляться на аукционы. «По нашим данным, в один год могут истечь сроки аренды сразу по 1 тыс. рекламных сторон 3х6 метра. Тогда мэрии придется проводить аукционы каждую неделю. Но справятся ли чиновники с этим?» – озадачился он. Другой участник рынка заявил „Ъ“, что аукционная система в целом невыгодна пермским рекламистам. «Аукционы открывают путь на наш рынок крупным московским игрокам, которые могут просто скупить все конструкции. Наши финансовые ресурсы несопоставимы с их возможностями, и в итоге многие пермские агентства будут вынуждены свернуть свой бизнес, – считает источник „Ъ“. – Рынок будет поделен между несколькими крупными агентствами, которые смогут диктовать клиенту свои условия, например сдавать наружные конструкции в комплексе – одну в ЦПР и несколько на окраинах. Все это ударит по клиенту, который окажется в невыгодных условиях и будет вынужден платить больше».// ИЛЬЯ ПОНОСОВ

КоммерсантЪ