26.10.2005

Киев. Метрополитен проявил гражданскую пассивность. Активистам запретили размещать социальную рекламу



Вчера активисты общественной организации "Гражданский актив Киева" (ГАК) пикетировали главный офис киевского метрополитена в связи с запретом размещения социальной рекламы под названием "Уроки гражданской активности". В дирекции метрополитена уверены, что эти плакаты – политическая реклама, которой в киевском метро не место. В рекламном агентстве "Транс-медиа", которое отказалось размещать плакаты уже после заключения договора, Ъ сообщили, что плакаты не соответствуют требованиям закона о рекламе. Между тем аналогичная ситуация происходила накануне предыдущих парламентских выборов в марте 2002 года – тогда в Киеве свободно могла рекламироваться только партия киевского мэра "Еднисть".

"Уроки гражданской активности" – это серия из 20 плакатов, каждый из которых – инструкция, поясняющая гражданам их законные права. Например, один плакат информирует о правах купивших некачественный товар, другой содержит подробную инструкцию, как необходимо действовать, если сотрудники правоохранительных органов пытаются проникнуть в ваше жилище без санкции суда. Еще есть плакаты о праве на бесплатное медицинское обслуживание, а также о том, что ряд своих услуг ЖЭКи должны предоставлять бесплатно.

В ГАК корреспонденту Ъ рассказали, что все эти плакаты призваны, с одной стороны, научить киевлян отстаивать свои права, а с другой – напомнить власти о ее обязанностях перед жителями города. "Видимо, руководство метрополитена испугалось, так как гражданин, знающий свои права – это угроза системе, угроза их теневому бизнесу и неконтролируемой власти",– сообщила Ъ руководитель пресс-службы ГАК Наталья Василенко.

Договор на размещение рекламы в метрополитене был подписан с баинговым агентством "Транс-медиа". Представитель агентства Виталий Евсеев сообщил Ъ, что договор с ГАК был разорван, так как генеральный подрядчик отказался размешать плакаты на основании того, что они нарушают закон о рекламе. Какие-либо дополнительные сведения господин Евсеев сообщить наотрез отказался.

Руководитель ГАК Александр Пабат сообщил, что есть только два подрядчика, которые имеют права на продажу рекламных площадей в киевском метрополитене, при этом один из них имеет подряд сроком на 25 лет. "Мы полагаем, что свой монопольный статус они обеспечивают тем, что выполняют все условия руководителей метрополитена относительно того, кому можно разрешить размещение рекламы, а кому по надуманной причине необходимо отказать",– сообщил он корреспонденту Ъ. Господин Пабат сообщил также, что вчера на имя киевского мэра Александра Омельченко и прокурора Киева Владимира Присяжнюка было отправлено письмо с просьбой разобраться в причинах отказа разместить рекламу ГАК в метро, а также провести расследование ситуации с продажей рекламы в метрополитене.

Начальник киевского метрополитена Николай Шавловский не смог прокомментировать ситуацию – вчера он ушел в отпуск. Его подчиненные отказываются сообщать, кто именно имеет право на продажу рекламы в метрополитене, но не скрывают, что отказ разместить плакаты связан с политическими причинами. Начальник отдела по связям с общественностью и прессой столичного метро Александр Субботин заявил Ъ: "Метро – не место для политической рекламы". Впрочем, господин Субботин сообщил, что сам плакатов ГАК не видел.

Между тем это уже не первый скандал, связанный с рекламой ГАК. Созданная два месяца назад, эта общественная организация рекламировалась поначалу методами "партизанского маркетинга": листовки и плакаты расклеивались на стенах домов, в переходах и на остановках. Комиссия Киевской городской администрации квалифицировала это как нарушение правил благоустройства, и в результате ГАК оштрафовали на 119 грн. Однако первая же попытка легальной рекламной кампании также провалилась. Бигборды со слоганами вроде "Чиновники наняты нам на службу", "Милиционер должен охранять" и т. д. провисели только один день, после чего вся социальная реклама ГАК отказалась аккуратно заклеенной. 23 сентября суд запретил агентствам "Биг Борд" и "Новая медиа-инициатива", которым принадлежали бигборды, использовать указанные в договорах с ГАК рекламоносители для других рекламных материалов, кроме как плакатов этой общественной организации. А вот разбирательства относительно возвращения заклеенных ранее плакатов на бигборды ведутся по сей день.

РОМАН Ъ-КОСТРИЦА

КоммерсантЪ - Украина