27.10.2005

У фаст-фудов появился дорогой сосед. Бум строительства торговых центров привлекает туда все новых арендаторов



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
МАРИНА НОСКОВИЧ
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК


Вслед за фаст-фудами там начали открываться и рестораны со средним чеком $30-40. Рестораторы объясняют свой интерес к ТЦ отсутствием площадей и высоким потоком посетителей, однако аналитики указывают на целый ряд проблем, связанных с открытием там среднеценовых ресторанов.
Последние два года владельцы ресторанов среднего ценового сегмента - как сетевых, так и несетевых - все чаще открывают точки в торговых центрах. Так, в столичных ТЦ сейчас успешно работают рестораны "Сварня", El Inka, Piacenza 218, "Едок", "Колбасофф". На этой неделе в "Европарке" открылся ресторан сети "Пекинская утка". По мнению гендиректора сети Сергея Фадеева, основная причина выхода демократичных ресторанов в ТЦ - отсутствие подходящих свободных площадей в Москве. А гендиректор консалтингового агентства "Настроение +" Денис Яхно в качестве основной причины называет не нехватку помещений, а недостаток людских потоков. "В торговых центрах есть сложившаяся целевая аудитория, которая пересекается с аудиторией ресторанов: молодые семьи, бизнесмены, мамы с детьми",- отмечает аналитик.
Гендиректор "Пекинской утки" не боится конкуренции с более дешевым и быстрым фудкортом. "У нас разные позиционирование и аудитория.
Например, в "Меге" фудкорт и ресторан вообще разведены по разным секциям",- рассказывает он. Конечно, фудкорт составляет конкуренцию ресторанам, и все же человек, стоящий в очереди в фаст-фуд, не наш клиент, говорит Фадеев. Разумеется, все зависит от того, насколько хорошо продвигается сам торговый центр, оговаривается ресторатор. А его коллегам с немного более высоким средним чеком ТЦ уже кажется невыгодным.
"Видимо, рестораторов привлекает количество людей, посещающих ТЦ. Лично мне с ценами в моих ресторанах будет тяжело работать в ТЦ",- скептичен владелец сети ресторанов "Сумосан" (средний чек $60) Александр Волков.
О том же "Бизнесу" говорил и ресторатор Александр Орлов, который указывал на то, что фудкорт все-таки слишком опасный конкурент. А PR-директор"Росинтер ресторантс" Валерия Силина добавляет, что в городе действительно есть сложности с хорошими местами для ресторанов, но, например, ТЦ, расположенные в отдаленных спальных районах, неудачны для ресторанов. "Это так называемые ТЦ выходного дня, где в будни немного людей, а основной поток приходится на выходные",- говорит Силина.
Эксперты ресторанного рынка не спорят с тем, что расположение ресторана в ТЦ может стать выгодным, но предупреждают о возможных сложностях. Так, аналитик ИК "Финам" Игорь Веретенников называет открытие ресторана в ТЦ "эффективным решением", однако напоминает, что помимо конкуренции с фудкортами в ТЦ рестораторов ожидает и более высокая арендная плата, а значит - меньшая маржа. По мнению Веретенникова, оптимальный средний чек для заведения в ТЦ, который разведет ресторан по ценам с фудкортом и даст заработать,- $25-40.
С этой цифрой соглашается управляющий партнер консалтинговой компании "Группа 9" Илья Лычев. "Тем более что владельцы ТЦ в центре города сейчас отказываются от фудкорта в пользу ресторанов среднего ценового сегмента",- говорит Лычев. Правда, по его мнению, ресторан должен неплохо работать и в ТЦ в спальном районе. "Все-таки на окраинах торговые центры - основное место притяжения публики, поэтому там находиться выгодно",- говорит эксперт.



Деловая газета "Бизнес"