03.11.2005

«Автолавки» едут в регионы. Автомобильным дилерам стало тесно в столице



РОМАН ГУЛЯЕВ

Крупным холдингам становится тесно в столице, и они начинают выходить в другие города России. Некоторые компании открывают новые дилерские центры с нуля, некоторые покупают действующие местные предприятия. Участники рынка сходятся в том, что региональная экспансия в ближайшие годы будет только усиливаться.

Нынешний год стал рекордным по экспансии столичных дилеров в регионы. Особенно почувствовал это на себе санкт-петербургский рынок, куда пришли сразу три столичных игрока. "Автомир" открыл торгово-сервисный комплекс по продаже Lada, Kia, Daewoo и Hyundai (производства ТагАЗ), "Инком-авто" представил три последние марки, а "Мэйджор-авто" расширил свой бизнес MercedesBenz, купив местного игрока- компанию "Вехо".

Последняя сделка в принципе является уникальной: прежде всего благодаря тому, что это единственный случай покупки, а не сооружения салона с нуля. Холдинг "Мэйджор" уже работал в Москве с маркой Mercedes-Benz под брэндом "Автофорум", под ним же салон работает и в Петербурге.

Сумма сделки по покупке дилера "Вехо" у одноименной финской компании не раскрывается, журнал "Слияния и поглощения" оценивает ее в $6 млн.

Правда, "Вехо" перед сделкой был в предбанкротном состоянии. "Мэйджор" таким образом усилил присутствие на петербургском рынке, где компания до того владела лишь салоном Aurore Auto (дилер Chrysler, Jeep, Nissan, Rover).

Регионы догоняют по цене

"Экспансия в регионы связана с тем, что Москва стала все более жестким конкурентным рынком, где рост замедляется. А регионы только начинают расти, и там больше перспектив по доходности бизнеса",- считает директор по развитию группы "Автомир" Сергей Вятченков.

"В Москве сформировались крупные дилерские холдинги, и их экспансия в регионы вполне закономерна",- отмечает генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов. "На московском рынке сейчас все расписано на некоторое время вперед - подчас сложно получить дилерство по той или иной марке в том или ином районе",- добавляет генеральный директор компаний "Нью-Йорк моторс Москва" и "Авилон" Андрей Павлович. "К тому же в Москве, в отличие от регионов, сложнее получить землю в собственность",- констатирует директор проекта Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив.

Генеральный директор СП "Бизнес Кар" Алексей Терещенко в свою очередь уверен, что о полном насыщении рынка в Москве речь пока не идет.

"Тем не менее многие дилеры- и мы не исключение - обратили свои взоры на регионы. Этот рынок достаточно перспективен и должен принести достаточно существенный прирост продаж",- говорит он.

Кроме того, считает Павлович, строительство в регионах обходится в итоге дешевле, чем в Москве. Терещенко из "Бизнес Кар" утверждает, что средняя стоимость дилерского центра в регионе составляет $5-9 млн. В столице ("Бизнес" писал об этом 13июля) "Бизнес Кар" собирается открыть пять новых автосалонов компании за $75 млн, то есть в среднем $15 млн каждый. Правда, при этом срок окупаемости салонов в регионе Терещенко оценивает в пять лет, а в Москве - в три года.

Вятченков утверждает, что в "Автомире" другая картина и приводит в пример Санкт-Петербург: "В целом инвестиции в создание торгово-сервисного комплекса в Петербурге оказались не дешевле, чем в Москве". По его словам, цена строительства одного квадратного метра не сильно колеблется в зависимости от региона: стоимость земли в городах-миллионниках близка к московской и санкт-петербургской. "Есть небольшая экономия на персонале, хотя специалисты в Петербурге получают не меньше московских. При составлении бизнес-плана мы закладывали разницу в зарплатах в 20%, на деле же питерские оклады оказались эквивалентными московским",- отметил Вятченков.

В итоге в санкт-петербургский автосалон "Автомир" инвестировал $3,3 млн. В компании планируют окупить инвестиции за полтора года. "В Москве срок окупаемости подобного автосалона был бы таким же",- считает Вятченков.

Москвичи оккупируют Петербург

Вообще петербургский рынок сейчас активно занимают московские компании - не только "Автомир". "Это второй крупнейший рынок, где далеко не по всем брэндам есть сильные позиции. Кроме того, там не так много крупных дилерских холдингов. Поэтому туда сейчас идут большие инвестиции",- отмечает Тараканов. Именно "Рольф" был в числе пионеров освоения петербургского рынка, открыв там центр "Рольф-Карлайн" по продаже и обслуживанию Mitsubishi, Ford и Volvo (это направление сейчас закрыто). Тараканов отмечает, что в 2006 году "Рольф" планирует открыть три дилерских центра марок Hyundai, Mitsubishi, Peugeot (на двух площадках), а в 2007 году новый центр по Ford.

"Наряду с Екатеринбургом Петербург действительно интересный рынок для москвичей.

Там есть местные игроки, но по качеству далеко не все из них отвечают нормативам производителей",- отмечает Дацкив.

Интересен этот рынок и в плане доходности. "К примеру, стоимость кузовного ремонта в Петербурге выше, чем в Москве.

Это связано с дефицитом мощностей. Некоторые компании вынуждены даже применять аутсорсинг",- поясняет Вятченков из "Автомира".

"С выходом новых игроков уже существующие почувствовали новый виток борьбы на рынке: московские компании принесли к нам новые технологии",- отметил генеральный директор компании "Питер-Лада" Владислав Рыдаев.

По его словам, петербургский рынок Lada растет примерно на 7% в год и должен достичь 27 тыс. в 2005 году. Вятченков считает, что доля рынка по Lada у его компании (за полгода работы) не более 4%. Частично она завоевана за счет вытеснения мелких игроков, дилеров третьей категории, частично - за счет общего роста рынка. В то же время долю рынка по корейским маркам в "Автомире" оценивают в 15%, а загруженность сервиса - в 40%.

Впрочем, далеко не все стремятся именно в Петербург. Если "Рольф" в ближайшие годы не планирует выходить в другие регионы, кроме города на Неве, то "Бизнес Кар", напротив, не намерен выходить в Петербург по принятому плану регионального развития.

Миллионники, далее везде

"Бизнес Кар" в ближайшее время сконцентрируется на Кемерове, Воронеже и Курске.

"С декабря в Кемерове начинает деятельность созданная там дочерняя компания, сейчас идет строительство торговотехнического центра, который вступит в строй осенью следующего года",- сообщил Терещенко. Кстати, в Кемерове уже работает московский дилер - "Нью-Йорк моторс Сибирь".

Также "Бизнес Кар" планирует обосноваться в Черноземье - в Курске и Воронеже: сейчас ведутся переговоры о покупке земли.

А "Автомиру", по признанию Вятченкова, интересны не только крупные города - Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Краснодар, но и города второго эшелона с населением более полумиллиона - Саратов, Воронеж, Брянск, Сургут, Тюмень.

Олег Дацкив считает, что наиболее перспективны с точки зрения бизнеса на сегодня Тюмень, Сургут, Краснодар и Ставрополь. "Окупаемость там немного медленнее, чем в Москве, но дела у дилеров в этих регионах идут все лучше и лучше. К примеру, Subaru местные дилеры продают лишь немного меньше, чем их московские коллеги",- говорит он.

Что касается формы организации бизнеса, то пока московские дилеры в основном строят предприятия сами. Однако "Автомир" рассматривает возможность строительства собственных дилерских центров лишь в больших городах, а в небольших - создание совместных предприятий с местными игроками. "Мы хотим минимизировать инвестиции именно потому, что эти города находятся во втором эшелоне, концентрируясь при этом на более развивающихся рынках",- подчеркивает Вятченков. При этом в дальнейшем не исключена возможность выкупа доли.

Москвичи не исключат и вариантов покупки дилерских центров, но сейчас, убеждены в "Автомире", это невыгодно.

Впрочем, Андрей Павлович считает, что экспансия в регионы будет идти именно за счет скупки местных дилеров.

"Другое дело, что к этому надо подходить ответственно, не скупать все подряд, а считать экономику процесса",- отмечает он.

Дацкив считает форму совместного предприятия наилучшей при выходе в регионы.

"Хорошему дилерскому центру нужны местные кадровые ресурсы, местный менеджмент со связями. Москвичи же могут поставить технологии и иногда финансы",- говорит он. Павлович добавляет, что при наличии хорошего партнера (схема, когда управление осуществляется местным партнером, а политические решения принимаются в Москве) совместное предприятие может быть хорошим выходом для обеих сторон. А Валерий Тараканов считает форму СП не самой оптимальной.

"Совместное предприятие - это всегда компромисс, который не бывает одинаково выгодным обеим сторонам",- уверен он.

Деловая газета "Бизнес"