03.11.2005

Входящие звонки станут бесплатными. Госдума вчера практически единогласно проголосовала за принцип "платит тот, кто звонит"



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ
МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ

Участники рынка менее единодушны: формулировка поправки неоднозначна, а правила межоператорского взаимодействия и тарифы на входящие звонки со стационарных телефонов не определены.
"Несправедливо, что сотовые операторы взимают двойную плату как с вызывающего мобильного абонента, так и с владельца сотовой трубки. В то время как звонок с городского телефона на сотовый является бесплатным",- заявил член комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Максим Коробов. Депутаты предложили внести изменения в закон "О связи" и ввести принцип "платит звонящий", или CPP (calling party pays)- первое чтение законопроекта заняло не более 15 минут. Через месяц должно состояться второе чтение, и тогда дискуссии будут куда более острыми и продолжительными.
Как заявили "Бизнесу" в Мининформсвязи, решать, кто и сколько должен будет платить в этом случае, должны сами операторы. По мнению вице-президента компании "Корбина" Александра Малиса, такой редакции закона достаточно, чтобы компании выставили счета операторам фиксированной связи за звонки и наоборот. Малис уверен, что операторы фиксированной связи не выгадают от введения принципа CPP, поскольку будут терять абонентов.
"При бесплатных входящих выгоднее получить практически бесплатную SIM-карту и почти не звонить, а лишь принимать вызовы, чем платить за установку стационарного телефона и оплачивать исходящие звонки на мобильные",- полагает он. Напротив, аналитик "Атона" Елена Баженова считает, что, если каждый владелец обычного телефона будет общаться 15 минут в месяц с "мобильным" собеседником, доходы телефонных компаний вырастут ежемесячно на $30 млн.
В "Вымпелкоме" опасаются, что, если одновременно с вступлением закона в силу не будет введена плата за исходящие звонки с городских телефонов, возникнет перекос: сотовая сеть будет перегружена, а прибыль не получит никто. "Есть люди, которые за маленькую абонентскую плату часами сидят на телефоне",- говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова. По ее мнению, принцип CPP долженбыть более четко зафиксирован в новой редакции закона "О связи", где выражение "платит звонящий" встречается только в пояснительной записке к закону. "Поправка гласит, что "не подлежит оплате абонентом-гражданином телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом",- отмечает она.- Неясно, кто же должен платить за вызов". В "Мегафоне" посчитали дискуссию на эту тему преждевременной.
Сейчас входящие звонки с городских телефонов, по оценке Елены Баженовой, приносят сотовым операторам 10-15% доходов. В "Вымпелкоме" на них приходится около 10% трафика и столько же на звонки с мобильных телефонов на городские. Средняя себестоимость минуты разговора - $0,06. Она практически совпадает со средней стоимостью минуты разговора по обычному телефону в регионах, перешедших на "повременку",- 1,8 руб. Как полагает Баженова, эта цифра может быть взята за основу для расчетов между операторами. Но если Мининформсвязи "отдаст вопрос на откуп" операторам, сотовые компании постараются поднять цену минуты до $0,1-0,15.
Директор по связям с инвесторами МТС Андрей Брагинский ссылается на опыт Украины, где тариф был зафиксирован на уровне $0,2, из которых $0,12 идет сотовому оператору.
Операторы фиксированной связи пока не могут назвать свою долю в цене минуты при разговоре СРР. Сотрудник пресс-центра МГТС Кирилл Молев дает понять, что его компания будет вполне удовлетворена, если будет получать с абонента в месяц не менее 200 руб. (в размере действующей абонплаты). В МГТС пока не могут сказать, каким образом будут взимать плату с клиентов на абонплате за исходящие на мобильные. По мнению Александра Казбеги из "Ренессанс Капитал", такие звонки будут тарифицироваться по принципу междугородних сверх ежемесячного тарифа. При этом Елена Баженова уверена, что государство не допустит, чтобы цена звонков с городских телефонов на мобильные была высокой, что неблагоприятно отразится на доходах сотовых компаний.



Деловая газета "Бизнес"