09.11.2005

Рынок американцев и японцев. Самым крупным мировым рынком БАД по производству и потреблению являются США



МАРИЯ ШАРАПОВА

Рынок БАД существует с конца XIX века. Однако лишь около двадцати лет назад он стал очень динамично развиваться. Самым крупным мировым рынком БАД по производству и потреблению являются США.
Сегодня Штаты производят 35% всего мирового объема БАД при ежегодном росте рынка на 10-14%.
Если в 2003 году сегмент БАД в США оценивался в $18,5 млрд, то в 2004 году он составил уже $21,5 млрд, при этом около 80% американцев покупают и используют биоактивные добавки.
Вторым крупнейшим мировым производителем БАД является Европа, занимающая 32% мирового объема, большая доля этого рынка приходится на Германию и Францию. Биодобавки потребляют 65% европейцев. Третье место по производству занимает Япония - 18% мирового объема. Однако по потреблению Япония занимает первое место - БАД покупает 90% населения страны.
Более мелкими производителями биологически активных добавок являются Азия (7%), Канада (3%), Южная Америка и Африка (по 2%), а также Австралия (1%).
Доминирование США на рынке БАД объясняется благоприятными условиями для развития этого бизнеса в стране. В Америке регулируется лишь список веществ, которые могут служить основой для биодобавок. Для выпуска же той или иной добавки на рынок не требуется ни госрегистрация, ни доказательство эффективности препарата. Государство активно поддерживает рынок, финансируя институты, проводящие исследования в этой области, такие как Центр комплиментарной и альтернативной медицины (NCCAM) и управление по БАД (ODS). В Европе контроль над рынком БАД более серьезный, в частности на государственном уровне запрещена реклама БАД как лекарственных препаратов.
Самый старый производитель биологически активных добавок - компания Nature's Sunshine Products, работающая на рынке с 1972 года. Сейчас продукция NSP продается в 40 странах мира. Другими крупными игроками на рынке БАД являются Vision International People Group (Health Tech Corporation), Vitaline Inc, Sunrider и Neways.
Развитое производство и большой спрос породили и хорошо развитую систему сбыта.
Самым распространенным каналом сбыта являются специализированные магазины (34%) и аптеки (33%). Несомненно, хорошо развит и такой канал, как MLM (19%).
Менее охотно покупатели приобретают биологически активные добавки у практикующих врачей (6%), через почтовые заказы (6%) и интернет (2%).



Деловая газета "Бизнес"