09.11.2005
Пятерочка

Свежезамороженные цены. Крупнейший российский ритейлер "Пятерочка" в одностороннем порядке заморозил закупочные цены до конца января 2006 года



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА
ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА
НИКОЛАЙ ДИЦМАН
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Сеть объясняет свои действия оптимизацией информационной системы, но поставщики считают, что компания решила увеличить финансовые показатели в преддверии Нового года. Точно так же, полагают эксперты, могут поступить и другие розничные сети.
Вчера в интернете было опубликовано открытое письмо, подписанное "петербургскими производителями продуктов питания", в котором сообщается, что ООО "Агроторг", под управлением которого находятся сети магазинов "Пятерочка" и гипермаркеты "Карусель", объявило о замораживании до 31 января 2006 года закупочных цен на продукцию поставщиков и партнеров. "В условиях роста цен на сырье и упаковку, повышения транспортных расходов и цен на топливо, в связи с необходимостью увеличивать зарплату сотрудникам и факторами инфляции заморозить цены на столь длительный срок означает работать себе в убыток,- пишут производители.- Не стоит забывать и о бонусах, заплаченных поставщиками за вход в сеть, которые исчисляются десятками тысяч долларов".
Найти компании, подписавшие письмо, вчера не удалось, а в "Пятерочке" запрос "Бизнеса" оставили без ответа. Однако информацию, изложенную в анонимном письме, подтвердили сразу несколько поставщиков сети. "Они объясняют свои действия тем, что формируют единую ИТ-систему закупок для "Пятерочки" и "Карусели",- говорит один из поставщиков.- Но фактически они просто хотят, чтобы перед новогодними праздниками их закупочные цены оказались ниже рынка, чтобы увеличить продажи перед подведением итогов года,- они же торгуются на бирже". Собеседник "Бизнеса" уточнил, что "Пятерочка" заморозила цены во всех собственных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге - по состоянию на 1 октября их 296. Еще 349 магазинов "Пятерочки" работают по франчайзингу, и выяснить, собираются ли заморозить цены и они, вчера не удалось.
Аналитик ИК "Атон" Алексей Языков согласен с тем, что с помощью замораживания закупочных цен сеть действительно может повысить свою рентабельность, однако на сколько именно, он оценить не смог. В любом случае "Пятерочка", по его словам, "основательно подготовилась к этой акции". "Существенная часть ассортимента сети - это privateлейблы, так что если поставщики откажутся выполнить предложенные условия, магазин заполнит пустоты собственной продукцией. Впрочем, отказы если и будут, то в незначительном количестве: "Пятерочка" и "Карусель" - большие сети, и терять их из-за временного сокращения маржи поставщикам невыгодно",- уверен Языков.
Строго говоря, от решения "Пятерочки" пострадают далеко не все производители. Вопервых, в этот период, утверждает директор по корпоративным вопросам Kraft Foods Кирилл Болматов, им самим невыгодно повышать цены: "На новогодние праздники приходится пик продаж кондитерской продукции, и повышать оптовые цены - значит, отдать часть продаж конкурентам". Во-вторых, "Пятерочка" сделала исключение для производителей алкоголя, зафиксировав для них цены только до 1 января.
"Дело в том, что с 1 января акциз вырастет примерно на 9%, поэтому мы не сможем не повысить цены",- пояснил директор по маркетингу "Русского алкоголя" Вадим Касьянов.
Импортеров алкоголя решение "Пятерочки" также не коснется: они, как правило, даже снижают цены перед Новым годом, чтобы увеличить продажи. Наконец, вряд ли пострадают крупные поставщики, которые обычно заключают с сетями долгосрочные контракты с фиксированной на весь период их действия ценой.
Тем не менее даже им действия "Пятерочки" не понравились. "Производитель не может сохранить цены в одной сети, а в остальных повысить.
Если цена повышается, то во всех каналах сбыта, иначе происходит дисбаланс,- говорит директор по маркетингу "Равиолло" Николай Шумихин.- И сети должны понимать, что у производителей могут быть разные мотивы для повышения цены: инфляция, затраты на сырье, проблемы с таможней. Мы, например, импортируем сырье". "В последнее время все чаще сети принимают товар по новой цене только через один-полтора месяца после нашего уведомления",- сокрушается директор по маркетингу "Морозко" Ольга Данилова.
При этом некоторые ритейлеры заявляют, что заморозить цены сейчас пытается не только "Пятерочка". "Переговоры с рядом поставщиков о сохранении нынешних цен и в начале 2006 года сейчас ведет "Перекресток",- рассказала "Бизнесу" пресс-секретарь сети магазинов "Патэрсон" Надежда Сенюк.- Без изменений должны остаться цены на основную группу товаров, а подорожают деликатесы и алкоголь" (получить комментарий на этот счет в "Перекрестке" вчера не удалось). Сенюк также сообщила, что цены замораживают дискаунтеры, в частности, по ее словам, это пытается сделать "Копейка". Генеральный директор "Копейки" Сергей Ломакин эту информацию не подтвердил, но и не опроверг, заявив лишь, что "компания заключает с поставщиками контракты на разные периоды времени и всегда выполняет их условия".
"Фиксированные цены выгодны ритейлерам, они делают их менее зависимыми от внешней конъюнктуры,- объясняет политику сетей PR-директор холдинга "Марта" (сети Billa и "Гроссмарт") Евгений Сухарников.- Например, когда в октябре прошлого года мясо подорожало на 10% из-за введения квот на импорт, мы избежали повышения цен именно потому, что у нас все договоры минимум на полгода".



Деловая газета "Бизнес"