14.11.2005

Газеты теряют форму ради читателей

Евгений Кузин

"Независимая газета" готовится изменить свой формат и стать таблоидом. Новый владелец издания Константин Ремчуков объяснил перемены мировой тенденцией уменьшения размеров печатных СМИ и возможностью сократить расходы. В то же время эксперты считают, что изменение формата может принести успех только при условии кардинальных перемен в содержании газеты.

Решение перевести "Независимую газету" (НГ) со стандартного для качественных изданий и газет общего интереса формата А2 на таблоидный Константин Ремчуков объяснил "Известиям" мировой тенденцией: "Многие влиятельные ежедневные газеты уже стали таблоидами. Последней каплей для нас стало решение уменьшить размер газеты The Wall Street Journal, руководство которой подсчитало, что сэкономит при этом 18 миллионов долларов на бумаге и более рациональном размещении рекламы". Не менее важной причиной Ремчуков назвал и удобство читать таблоид в метро.

Однако заместитель гендиректора холдинга "Проф-Медиа" Евгений Абов сомневается в том, что в современных российских условиях на уменьшении формата газеты можно существенно сократить расходы. "Экономия возможна прежде всего на типографии за счет уменьшения расходов бумаги. Но ощутимо это только на больших тиражах в несколько сотен тысяч экземпляров. В России с нашими небольшими тиражами экономия 10 квадратных сантиметров в одном номере не сократит расходы".

На рекламные доходы уменьшение формата сказывается отрицательно. Специалисты Всемирной газетной ассоциации (WAN) подсчитали, что в таблоиде на 10% меньше коммерческой площади, следовательно, и доходы могут сократиться. При этом опыт западных СМИ показал, что переформатирования в таблоид повлияли на тираж газет: у The Times он вырос на 3%, у Independent - на 20%. Но влияние нового формата на рост тиража недолговременно и объясняется дополнительными затратами в промоушн изданий.

Некоторые эксперты считают, что сам по себе размер газеты имеет меньшее значение, чем компактность подачи материалов. "Газеты вынуждены приспосабливаться к тому, что меняется поведение человека, читающего газету, - у него на чтение бумажного носителя остается все меньше времени, так как развиваются и другие носители информации. Чтобы удержать внимание читателей дольше, издатели вынуждены переходить на более компактные формы подачи материала".

Константин Ремчуков не ставит задачи изменить содержание "НГ" в связи с переходом на таблоид: "Я убедился, что тот продукт, который существует сегодня под названием "НГ", достоин большей доли рынка. Поэтому нынешняя задача - расширить сбыт. Изменение самой газеты начнется на втором этапе, когда запустятся приложения "НГ-экономика", "НГ-бизнес", "НГ-политика", "НГ-светская жизнь", "НГ-коррупция", "НГ-за рубежом", появятся новые журналисты".

Пока еще большинство газет в мире (60%) остаются широкоформатными. Тем не менее их количество сокращается. По данным Всемирной газетной ассоциации (WAN), в 2004 году 61 широкоформатная газета уменьшилась до таблоида, а за последние пять лет доля таблоидов среди всех газет увеличилась почти на 6% и составляет сегодня 36%. В России этот процесс только начинается и не всегда проходит успешно.

Известия