15.11.2005

Китайцы засолят грибы для России



Грибы Российский консервный холдинг «ПомидорПром» купит китайский завод по переработке лесных грибов и шампиньонов. Холдинг объясняет свой выбор профессионализмом китайских рабочих и дешевой рабочей силой.

Холдинг «ПомидорПром» создан в 2002 году. Объединяет Волгоградский и Урухский консервные заводы, агрохозяйство «Заря» и СП «СоюзПром» (Узбекистан). Предприятия производят плодоовощную и фруктовую продукцию, а также соки, салаты и соусы под марками «ПомидорПром» и «Огородников». По разным ассортиментным позициям холдинг занимает до 15% российского рынка консервированных овощей. Оборот «ПомидорПрома» в 2004 году увеличился на $4 млн и составил $25 млн. Основные акционеры компании – ОАО «Федерально-инвестиционная палата» — владеет 60% акций, ИК «Эс-Пи Секьюритиз», которой принадлежат 15% акций холдинга (Санкт-Петербург), оставшиеся 25% акций распределены между менеджментом холдинга.

«ПомидорПром» собирается приобрести завод в Китае к весне 2006 года. Об этом сообщил председатель совета директоров холдинга Максим Протасов. По словам представителя компании, первый транш средств уже перечислен. Сумму сделки он уточнять не стал.

По оценкам участников рынка, подобный завод в Китае может стоить около $1 млн. Относительно невысокая цена предприятия обуславливается в основном дешевым ручным трудом. При этом Протасов подчеркнул, что китайский завод планируется переоснастить, установив новое оборудование на средства холдинга.

Как стало известно «Газете.Ru», холдинг приобретет ни весь завод, а 75%. Остальные 25% акций – миноритарная доля – останутся за итальянской компанией («крупный итальянский импортер грибных консервов, закупающий продукцию у завода», как сообщают в «ПомидорПроме»). Назвать итальянского партнера по бизнесу в Китае в «ПомидорПроме» отказались. В случае положительного исхода сделку планируется завершить в течение полугода.

Китайский завод, который приобретет холдинг, расположен в городе Далянь. Мощность предприятия составляет 80 тыс. банок консервов в смену. Как рассказала «Газете.Ru» начальник департамента маркетинга и PR «ПомидорПрома» Брусенцова Светлана, «ПомидорПром» уже заказывает на этом предприятии шампиньоны и соленые лесные грибы под собственной маркой «Огородников». Ассортимент заказываемой продукции будет расширяться, но марка останется прежней».

Около 30% объема продаж овощной, фруктовой и грибной консервации, поставляемой под маркой «Огородников», «ПомидорПром» производит не на своих российских площадках, а в Китае под контролем российских технологов и по российским традиционным рецептурам.

Холдинг выбрал производство своих продуктов в Китае, а не в России, в основном потому, что в России производители сталкиваются с кадровыми проблема. По словам Брусенцовой, производство в Китае было выбрано по нескольким причинам: «Наличие рабочих рук, так как в России ощутим огромный дефицит кадров, дисциплинированность рабочих и дешевая рабочая сила». «Кроме того, культура выращивания и сбора грибов в Китае не утеряна. Китайцы не пьют», – пояснила Брусенцова.

«ПомидорПром» закупает грибное сырье девяти различных заводов, и доля грибной консервации в структуре продаж холдинга занимает 12%. Протасов считает, что при покупке китайского завода этот показатель может остаться прежним, однако выручка этого направления должна будет увеличиться за счет экономии, в частности, на сырье. Как объяснила Брусенцова, цена на упаковку в Китае сравнима с российской. А на сырье, в частности грибы, цена в Китае ниже.

По информации начальника департамента маркетинга, рынок сбыта, на который рассчитывает холдинг, ограничивается странами СНГ и Прибалтикой, то есть странами, где уже сейчас «ПомидорПрома» завоевал сильные позиции.

Опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка неохотно комментируют покупку конкурента. Один из представителей компании по производству консервированных овощей рассказал «Газете.Ru», что покупка китайской производственной площадки – действительно удачная сделка. «Китайских рабочих с российкими не сравнить, кроме того, они и менее требовательны. Единственное, что могут возникнуть проблемы с календарем поставок и дистрибуцией продукции из Китая», – считает источник «Газеты.Ru». //Анна Дорофеева

Газета.RU