21.11.2005

Альянсу связывают крылья. Росимущество не отказывается от идеи сохранения госконтроля в объединенной авиакомпании, создаваемой на базе альянса AiRUnion



ИРИНА РУСАНОВА

Чиновники ведомства предложили исключить из схемы альянса "Омскавиа" и "Сибавиатранс", а взамен принять авиапредприятия, полностью или частично находящиеся в госсобственности: "Башкирские авиалинии", "Владивосток Авиа", "Пулково" и "Дальавиа". Но если первые две авиакомпании уже считаются потенциальными членами AiRUnion, то дальнейшую судьбу "Пулкова" связывают с ГТК "Россия", а "Дальавиа" собирается купить "Аэрофлот".
Генеральный директор KrasAir и автор идеи создания крупного перевозчика на базе AiRUnion Борис Абрамович рассчитывал, что авиакомпании альянса объединятся до конца этого года. Но поскольку в ключевых перевозчиках альянса - KrasAir, "Самаре" и "Домодедовских авиалиниях" - доля государства весьма велика (51%, 46,5% и 50,04% соответственно), без одобрения правительством проект реализовать невозможно.
Принципиально вопрос о переходе авиакомпаний, входящих в альянс, на единую акцию уже решен, но акционеры не могут договориться о долях каждого из них в объединенном перевозчике.
Как рассказал "Бизнесу" источник в KrasAir, согласно оценке активов пяти авиакомпаний, проведенной специально нанятой фирмой "Пачоли", в объединенной AiRUnion государству полагается 42,7%.
Таким образом, контрольный пакет в размере 57,3% достается частным акционерам, близким к менеджменту KrasAir,- в основном за счет 71% в "Омскавиа" и 100% в "Сибавиатрансе". Именно эти авиакомпании Росимущество хотело бы исключить из схемы альянса. "Вызывает сомнение, что эти два АО по своим экономическим показателям столь необходимы в холдинге, но они являются тем довеском, который понижает вклад со стороны государства",- заявил источник "Интерфакса" в Росимуществе. Продолжая настаивать на необходимости закрепления за государством контрольного пакета в объединенной AiRUnion, Росимущество предлагает менеджменту KrasAir рассмотреть возможность включения в альянс "Башкирских авиалиний" и "Владивосток Авиа" (51% каждой - в госсобственности), а также "Пулкова" и "Дальавиа".
Возможность вступления в AiRUnion "Башкирских авиалиний" и "Владивосток Авиа" уже обсуждалась этой осенью.
А вот дальнейшая судьба "Пулкова" и "Дальавиа" фактически предрешена. Объединить авиакомпании "Пулково" и "Россия" уже распорядился президент Владимир Путин, и добиться отмены президентского указа практически невозможно. Включить в AiRUnion авиакомпанию "Дальавиа" технологически проще: будущим летом государство намерено ее акционировать, а затем выставить на торги.
О желании купить дальневосточную авиакомпанию уже официально объявил генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов. В планах национального перевозчика- создание сети региональных дочерних предприятий по типу уже работающих на рынке компаний "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Норд". KrasAir уже однажды перешла "Аэрофлоту" дорогу, перебив сделку по покупке акций "Самары", так что вряд ли "Аэрофлот" упустит "Дальавиа". Руководитель пресс-центра "Аэрофлота" Ирина Данненберг подтвердила, что ее авиакомпания обязательно будет соревноваться за "Дальавиа".
В KrasAir отказываются комментировать новую инициативу Росимущества. А источник "Интерфакса" в Росимуществе говорит, что "пока разработчики проекта не считают этот вариант целесообразным". А поскольку Росимущество намерено и дальше добиваться для государства контрольного пакета в AiRUnion, наверняка в ближайшее время будут предложены и другие варианты создания объединенной компании. Возможность продажи частным акционерам KrasAir госпакетов в KrasAir, "Домодедовских авиалиниях" и "Самаре" по отдельности тоже не сбрасывается со счетов.
Не исключается также и согласие государства на меньшую долю в AiRUnion с последующей продажей госпакета по рыночной цене.



Деловая газета "Бизнес"