22.11.2005

Передвижничество в особо крупных размерах



Вчера Мосгорсуд оставил под стражей владельцев галереи "Русская коллекция" супругов Татьяну и Игоря Преображенских, которых обвиняют в организации одной из крупнейших афер на рынке российского антиквариата. Супружеская чета из Санкт-Петербурга, по мнению сотрудников Следственного комитета при МВД (СК), сбыла несколько десятков поддельных картин русского художника XIX века. Одна из таких картин, по некоторым данным, оказалась и в коллекции президента РФ Владимира Путина.

Владельцев питерской галереи "Русская коллекция" задержали 16 октября в Москве на съемной квартире, в которой они проживали несколько месяцев, переехав из родного города. Причем захват галерейщиков едва не закончился стрельбой: увидев бойцов СОБРа, Татьяна Преображенская выхватила стреляющий травматическими пулями пистолет "Оса" и направила его на спецназовца. Но нажать на курок не успела – женщину разоружили.

Супругам было предъявлено обвинение в "мошенничестве в особо крупном размере", а через два дня после задержания Тверской райсуд выдал санкцию на их арест. Дело по махинациям с антиквариатом было передано в СК при МВД. Как выяснил Ъ, сейчас в деле фигурирует лишь один потерпевший – это бизнесмен Валерий Узжин, коллекционирующий русскую живопись XIX века. С питерскими галерейщиками бизнесмен познакомился по рекомендации своего делового партнера в 2004 году. Компаньон рекомендовал супругов как грамотных арт-диллеров с большими возможностями – так, для коллеги господина Узжина они доставали антикварные изделия из бронзы, датированные XIX веком. Узнав, что Валерий Узжин увлечен творчеством художника-передвижника Александра Киселева, Татьяна Преображенская предложила ему купить несколько картин этого стремительно дорожающего автора XIX века. Несмотря на то что у Александра Киселева широкой публике известна лишь одна картина – "Заброшенная мельница" (она находится в Третьяковской галерее), спустя некоторое время в коллекции бизнесмена с помощью питерских галерейщиков появились около двух десятков картин этого передвижника. Картины продавались покупателю по цене $100-150 тыс., и хотя некоторые друзья коллекционера высказывали сомнения в их подлинности, сам господин Узжин был уверен в авторстве работ – все полотна сопровождались экспертизой авторитетного Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени Грабаря (ВХНРЦ). Но в 2005 году к коллекционеру пришел в гости его приятель, показавший в каталоге одного из европейских аукционов две картины, бывшие в коллекции господина Узжина. Оба полотна фигурировали в каталоге как работы западноевропейских художников XIX века и были проданы на аукционе по цене $5-7 тыс. за штуку.

Адвокат господина Узжина Евгений Мартынов рассказал Ъ: "Мой клиент, не поверив, вместе с приятелем начал пересчитывать детали на картинах – листики на деревьях, количество облаков и так далее. Все сходилось". Поняв, что его обманули, бизнесмен обратился в милицию. Уже в рамках расследования картины из его коллекции прошли экспертизу в компании "Арт Консалтинг", которая проводит не только стандартную экспертизу, но еще и химический анализ полотен. Проведенное исследование подтвердило, что бизнесмену продали подделки – выяснился и механизм изготовления фальшивок. Зная возрастающий интерес коллекционеров к русскому искусству XIX века, изготовители фальшивок покупали картины неизвестных европейских художников того же периода, близких по манере русским авторам. Подписи авторов затем замазывались, поверх них наносились автографы русских художников, при необходимости в картины вносились изменения, связанные с особенностью пейзажа, деталей быта или костюмов персонажей. А так как холсты и манеры изображения совпадали, коллекционеры попадались на удочку мошенников. Как считают следователи, ущерб от деятельности арт-диллеров из "Русской коллекции" может превысить $3 млн и это крупнейшая афера на российском рынке антиквариата за последние годы. Сейчас проверяются на подлинность и другие антикварные предметы, которые проходили через питерскую галерею, а значит, в деле могут появиться новые эпизоды и пострадавшие. Следователи заинтересовались и работой ВХНРЦ – выяснилось, что подлинность всех работ, проданных господину Узжину, заверяла лишь одна работница центра Татьяна Гордеева. В центре уже проведены выемки документов и обыски. Однако обвинение никому из его сотрудников не предъявлено. В ВХНРЦ отказываются от комментариев по поводу уголовного дела.

Супруги Преображенские своей вины не признают, утверждая, что сами стали жертвой неизвестных мошенников. А само дело "питерских антикваров" уже обросло легендами. Так, известный галерейщик Марат Гельман сказал Ъ, что, "по рассказам антикваров, это дело начали расследовать лишь после того, как фальшивки из этой серии обнаружили в коллекции Владимира Путина". По словам галерейщика, "'вморозить фальшака' пытались всегда, но этот случай очень серьезно подорвал доверие покупателей к экспертам, поэтому рынок антиквариата сейчас находится в глубоком кризисе".

ВЛАДИСЛАВ Ъ-ТРИФОНОВ

"Это отнюдь не примитивные подделки"

На недавней научной конференции в Третьяковской галерее, посвященной вопросам экспертизы и атрибуции, сенсацией стало выступление Владимира Петрова – научного сотрудника ГТГ, крупнейшего специалиста по русской живописи XIX века. Его доклад был посвящен той категории подделок, из-за которых случился скандал в реставрационном центре Грабаря. "В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников, которые впоследствии под именами русских живописцев поступают на наш рынок. И это отнюдь не примитивные подделки",– сказал он. Отбор западных произведений проводит, по выражению Владимира Петрова, "глаз цивилизованный", т. е. это люди с прекрасной профессиональной подготовкой. "Отобраны западные работы замечательно, я сам нарвался на это явление",– признался ведущий эксперт. Это неверно, сказал он, что "исходный" материал – работы слабых и посредственных художников. Это известные в своей стране мастера, с высочайшим уровнем письма.

Эксперты сходятся в том, что "переделка" западной живописи в русскую – технологически изощренная. Была достигнута невероятная аналогия в подборе красок, мазков кисти и других приемов. Новая "русская" подпись внедрялась в картины виртуозно. После первоначальных манипуляций с полотном его "старили", подпись затиралась, залачивалась, и потому ее невозможно различить в ультрафиолетовых лучах, с которыми работает большинство музейных экспертов. Технологическая экспертиза давала блестящее сходство по времени и материалам, поскольку отобранные западные художники работали в то же время и использовали те же краски и холсты, что и их русские коллеги. Такие подделки можно распознать только сложнейшим химическим анализом, который не является обычной практикой. В России это делает, например, независимый экспертный институт "Арт Консалтинг".

Образцовым примером того, скольких специалистов может обмануть такая подделка, служит история с картиной псевдо-Шишкина "Пейзаж с ручьем", которую весной 2004 года Sotheby`s едва успел снять со своих русских торгов. На аукционе эта картина была атрибутирована как ранняя работа Ивана Шишкина – периода его стажировки в Европе у художников так называемой Дюссельдорфской школы. Картина была оценена в ?550-700 тыс. (около $1 млн). Оказалось, что полотно является подретушированной работой голландского живописца той же Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis за $65 тыс. К моменту появления на аукционе в Лондоне ее "подлинность" была засвидетельствована уважаемыми экспертами ГТГ и Sotheby`s.

НАДЕЖДА Ъ-НАЧАЛОВА, ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА

КоммерсантЪ