24.11.2005

Немцы отступают. По меньшей мере два крупных проекта строительства автомобильных заводов в России могут сорваться



РОМАН ГУЛЯЕВ

Как стало известно "Бизнесу", Volkswagen и DaimlerChrysler просят для себя особых условий при инвестировании в завод в России. Обе компании хотят выпускать на льготных условиях часть автомобилей без обязательства локализации, кроме того, DaimlerChrysler был готов локализовать только 12,2 тыс. автомобилей в год, тогда как нормативные документы требуют 25 тыс.
В аналитическом отчете компании "АСМ-холдинг" (она появилась на базе Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и занимается анализом автомобильного рынка и сбором данных по предприятиям отрасли) приведены сведения о проектах иностранных автомобильных компаний на территории России. По информации "АСМ-холдинга", уже подписано инвестсоглашение, предполагающее беспошлинный ввоз комплектующих, с "Ижавто" (производство Kia Spectra), внесено соглашение с "Северсталь-авто" по сборке SsangYong. Кроме того, шесть соглашений находится в стадии обсуждения. Речь идет о Toyota, которая объявила об открытии в конце 2007 года производства Camry в СанктПетербурге, Renault и Ford, которые могут перевести свои российские предприятия под режим промышленной сборки, General Motors, которая обсуждает беспошлинный ввоз компонентов для СП "GM-АвтоВАЗ" - речь может идти как о Chevrolet Viva, так и о новой модели, о которой пока официально не заявлялось.
Также "АСМ-холдинг" привел параметры проектов DaimlerChrysler и Volkswagen. Как уже писал "Бизнес" (3 ноября), DaimlerChrysler временно приостановил разработку программы строительства своего завода в России из-за того, что компанию не устроили условия инвестсоглашения. По данным "АСМ-холдинга", концерн готов был вложить 110 млн евро в строительство завода, который должен был производить 12,2 тыс. машин в год в режиме промышленной сборки. В то же время совместный приказ Минэкономики, Минпромэнерго и Минфина устанавливает, что под промышленную сборку подходят только те предприятия, которые производят не менее 25 тыс. машин в год. DaimlerChrysler же предполагал делать 5,5 тыс. Mercedes-Benz (3,5 тыс. E-класса и 2 тыс. Скласса), 3 тыс. Chrysler Sebring, 2,2 тыс. Jeep Grand Cherokee и 1,5 тыс. Jeep Commander. Кроме того, концерн предлагал осуществлять сборку без локализации моделей Mercedes S-класса, M-класса и A-класса, Jeep Cherokee и Chrysler 300 C. "Нет смысла говорить о несостоявшемся проекте",- заявила директор по корпоративным коммуникациям ЗАО "ДаймлерКрайслер Автомобили Рус" Елена Дивакова, отказавшись от дальнейших комментариев.
По мнению генерального менеджера по маркетингу группы "Рольф" Валерия Тараканова, судя по данным из отчета "АСМ-холдинга", технико-экономическое обоснование проекта, сделанное DaimlerChrysler, не позволяет говорить о его рентабельности без включения CKD- или SKD-сборки (грубо говоря, разные варианты организации "отверточной" сборки) дорогих автомобилей.
Проект Volkswagen, о котором концерн официально пока не объявил, предполагает инвестиции в 330 млн евро (это самые большие инвестиции иностранного концерна, согласно данным "АСМ-холдинга") и строительство завода мощностью до 150 тыс. машин по промсборке. Планируется производить 80 тыс. автомобилей Pointer, 40 тыс. автомобилей на платформе PQ35 - как рассказали "Бизнесу" в Volkswagen AG, это база GolfV, на которой созданы три модели VW - Golf, Golf plus и Touran, Skoda Octavia и Audi A3. Очевидно, что ставка будет сделана на более дешевую Octavia, так как модели Golf и Jetta (Golf в кузове седан) планируется производить без обязательств по локализации в количестве 40 тыс. в год.
Также в плане сказано о 30 тыс. машин под кодовым индексом VW-216 - но что подразумевается под этим, не знают ни в пресс-службе концерна, ни в "Фольксваген Групп Рус".
"Возможно, Volkswagen откажется от проекта в его нынешней версии: если DaimlerChrysler не разрешили параллельно собирать машины без локализации, то вряд ли это позволят и Volkswagen",- считает один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, государственные органы пока не готовы изменить условия для промышленной сборки так, чтобы они удовлетворяли зарубежных инвесторов, а сделать это персонально для одной или двух компаний чиновники не вправе. "Скорее всего, подобные ситуации должны заставить российские власти подумать, что мешает иностранным инвесторам вкладывать в автопром",- добавил Валерий Тараканов.



Деловая газета "Бизнес"