24.11.2005

Рынок мониторов кристаллизуется. Российский рынок мониторов - один из самых быстроразвивающихся сегментов отечественного компьютерного рынка



Сегодня его доля составляет примерно 15-17%. Хотя новые технологии в России воспринимаются гораздо медленнее, рынок мониторов развивается в основном за счет количественных, а не качественных изменений. Его ежегодная динамика роста в количественном выражении составляет не менее 25-30%, а в финансовом - 30-40%, существенно превосходя показатели западных стран.
Тенденцией последнего времени стало постепенное увеличение разрыва между количественными и финансовыми темпами роста продаж. Превышение темпов развития штучных показателей над финансовыми - результат уменьшения средневзвешенной стоимости мониторов, что совпадает и с мировыми тенденциями. Сегодня средневзвешенная стоимость монитора равняется примерно $250.
Наступление ЖК-мониторов на ЭЛТ
Рынок мониторов делится на два основных сегмента: электроннолучевые (ЭЛТ) и жидкокристаллические (ЖК) группы мониторов. При этом сегмент ЖК-мониторов, следуя мировым тенденциям, постоянно расширяется, заметно тесня ЭЛТ (фиксируются резкий рост рынка "замены" - по некоторым оценкам, более половины ЖК-мониторов покупается взамен 14- и 15-дюймовых ЭЛТ-устройств, расширение компьютерного парка страны).
Если в 2002 году он занимал 17-20% общего рынка мониторов, в 2003-м - треть, в 2004-м - 50%, то в этом году - более 70%. Безусловно, подавляющая часть продаж ЖК-мониторов приходится на столичные рынки, причина этого кроется в стоимости ЖКмониторов и покупательской возможности населения. В денежном эквиваленте долевое соотношение сегментов на столичном рынке составляет 90% против 10% в пользу ЖК. Однако продажи в регионах стали ориентированными на сегмент ЖК-мониторов.
В сегменте ЭЛТ-устройств наиболее популярна ниша мониторов в ценовом диапазоне $150-200. Цены на ЖК-мониторы сосредоточены в диапазоне $300-350, однако выбор широк, есть предложения, превышающие и $500. Естественно, что цены на мониторы увеличиваются с ростом диагонали и с переходом от ЭЛТ- к ЖК-технологиям. Однако уже общей масштабной тенденцией стало постепенное падение цен как на ЭЛТ-аппараты (устареваниетехнологий, высокий уровень конкуренции), так и на ЖК (рост конкуренции, снижение себестоимости).
Следует указать на то, что если до недавнего времени наступление ЖК на ЭЛТ происходило при абсолютном росте обоих сегментов, то сегодня асимметрия темпов развития двух рынков все более очевидна в пользу ЖК-сегмента, а объемы продаж сегмента ЭЛТ-мониторов стремительно падают. Таким образом, в сегменте ЭЛТ-устройств сейчас идет жесткая борьба, в то время как поле для развития ЖК-сегмента пока расширяется. Прогнозируется, что в течение ближайших двух-трех лет спрос на ЭЛТ-мониторы упадет практически до нуля.
Показателен тот факт, что ЭЛТ-мониторы теряют превосходство даже в традиционных своих сферах: технике для профессиональных дизайнеров, где особенно важна точность передачи цветовых оттенков. Так, некоторые компании - ведущие производители ЭЛТ-мониторов - уже отказались от их выпуска и сосредоточили свое внимание на производстве ЖК-устройств.
Диагональная структура предложений по мониторам разнообразна. ВЖК-сегменте активным спросом пользуются 17-дюймовые аппараты (около 60% ЖК-рынка), 15- и 19-дюймовые (чуть менее 20% каждый сегмент). Следует отметить, что прогнозируется рост мониторов больших размеров (более 19 дюймов).
В ЭЛТ-сегменте картина похожая. Доминирующими моделями являются 17-дюймовые аппараты, доля которых составляет более 50% (ЭЛТ-рынка), 19-, 21-, 22-дюймовые ЭЛТ-мониторы сокращают свое присутствие на рынке, превращаясь в нишевой продукт. А некогда популярный среди покупателей сегмент 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов еще в прошлом году практически полностью прекратил свое существование.
Большая четверка
На российском рынке мониторов присутствуют около трех десятков марок: Acer, ADI, Belinea, Bridge, CTX, Hitachi, LG, MAG, Mitsubishi, NEC, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung, Scott, Sony, ViewSonic и др. Мониторы фирм-производителей ПК (HP, Compaq, IBM) поставляются только вместе с новыми компьютерами и заметного влияния на рынок не оказывают. Как и в предыдущие годы, уверенно доминируют корейские компании. Статус лидера успешно удерживает вот уже много лет Samsung (около 30% рынка), за ней следует LG (18-20%). Около 70% рынка занимает "большая четверка" - Samsung, LG, Philips и ViewSonic (последние две компании со значительным отставанием делят третье и четвертое места).
В сегменте ЭЛТ-аппаратов преимущество этой "четверки" неоспоримо. В ЖК-сегменте ситуация более ровная - линейка вендоров несколько шире, включает Acer, BenQ, NEC, Rover Computers, Sony и др. Безусловно, следует принять во внимание и тот факт, что у некоторых производителей отсутствует производство ЭЛТ-мониторов.
Acer, BenQ и российские брэнды на рынке мониторов не пользуются большой популярностью среди покупателей, несмотря на привлекательные цены. Однако российские производители активно развивают свои продажи в государственном секторе: осуществление поставок в Пенсионный фонд, Государственный таможенный комитет, Министерство образования и т. д.
За последние пять лет с российского рынка мониторов ушло около десяти вендоров.
Причина этого крылась в глобальных проблемах компаний, в том числе в прекращении (например, как у Hitachi, Nokia и Panasonic) выпуска мониторов. При этом ни один из ушедших вендоров не входил в число локальных лидеров. Новых брэндов в течение этого срока было почти два десятка- состав вендоров обновился более чем наполовину, однако лидеры так и не поменялись.
Samsung: стратегия компании направлена на предоставление покупателям широкой линейки моделей. Так, в прошлом году модельный ряд Samsung состоял более чем из 60 моделей (как ЭЛТ-, так и ЖК-мониторов), при этом вендор обеспечивал широкую доступность по каждой из них.
LG в своей стратегии делает упор на продвижение нескольких "ударных" моделей.
Philips: сужение общероссийского рынка ЭЛТ-мониторов и относительная высокая доля ЭЛТ-мониторов в линейке Philips привели к тому, что компания расширила перечень своих дистрибуторов с целью усиления позиций ЖК-мониторов, сосредоточила свое внимание на секторе работы b2b (высокая положительная динамика - увеличение продаж в денежном эквиваленте в пять раз, если сравнить показатели 2003-го и 2005 годов), то есть на рынок SOHO, Small OfficeHome Office, и SMB, Small & Medium Business, и поставки крупным заказчикам.
Корпоративная ориентация
Основными дистрибуторами на рынке мониторов в России являются компании "Олди" (осуществляет крупные поставки мониторов Samsung), Merlion, "Роско", "Технотрейд" и "Ланк".
Несмотря на то что российский рынок мониторов в значительной степени корпоративно ориентирован, розничныепродажи также являются важным каналом продвижения, как возможность не только создать эффективное рекламное и PR-поле, но и осуществить реальные продажи. Мониторы выставляются, как правило, в сетях электробытовой техники ("Эльдорадо", "Мир", "М.Видео", "Техносила", крупные региональные сети) и специализированных ИТ-магазинах ("Белый ветер", Polaris и др.).
Небольшие магазины на этом рынке в малой степени конкурентоспособны из-за того, что покупатели уже ориентированы на "готовые решения" и испытывают недоверие к мелким продавцам и компьютерным рынкам. Поэтому основной выбор и конкурентная борьба разворачиваются в крупной сетевой рознице или в крупных специализированных магазинах компьютерной техники. Как правило, сетевая розница ориентируется на выставление достаточно широкой линейки моделей, но узкого ряда вендоров. Специализированные магазины представляют самый широкий диапазон производителей (можно встретить и профессиональные модели), а также они наиболее чутко реагируют на конъюнктурные изменения на рынке, поэтому здесь легко проследить всю ценовую динамику. Сетевые магазины менее гибки в ценовом плане, самой "дорогой" является сеть "М.Видео", где цены могут превышать рыночные предложения в полтора раза.
Прогнозы развития российского рынка мониторов весьма оптимистичны. Темпы роста по-прежнему останутся высокими, не менее 35% в денежном выражении и 25% - в количественном. Во втором квартале 2006 года ожидается традиционное падение спроса на этот вид продукции.
К 2007 году сегмент ЭЛТмониторов практически будет полностью поглощен ЖК, в том числе и на региональных рынках. Цены на аппараты (как ЭЛТ, так и ЖК) продолжат устойчивое снижение, в среднем- на $25-30. А 17-дюймовая диагональ мониторов продолжит увеличение объемов продаж. Позиции доминирующих вендоров останутся крепкими - "четверка игроков" не должна измениться. Однако очевидна жесткая борьба за третье место между Philips и ViewSonic. Увеличение спроса на мониторы российских брэндов пока не прогнозируется.
Изменений среди игроков-дистрибуторов и каналов дистрибуции также не предвидится.
Агентство мобильного маркетинга выражает особую благодарность Олегу Пчельникову (Ultra Electronics) за помощь, оказанную при подготовке исследования.


Деловая газета "Бизнес"