25.11.2005

"Лада" под пулеметами. Kрупнейший российский автозавод АвтоВАЗ сменил собственника



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

На этой неделе стало ясно, что крупнейший российский автозавод - АвтоВАЗ - сменил собственника. Хотя юридически передача контроля, по-видимому, пока не оформлена, но государство уже выдвинуло своих кандидатов в заводской совет директоров. На сей раз проводником государственных интересов назначено ФГУП "Рособоронэкспорт".
"Лады", сходящие с конвейера АвтоВАЗа, никогда не были оборонным, а с некоторых пор перестали быть и значимым экспортным товаром. Почему же автозавод попал в сферу влияния государственного монополиста по экспорту вооружений? Сам оружейный экспортер не дает официального ответа на этот вопрос. Все, что мы знаем,- это анонимно-доверительные рассказы про опытных менеджеров ФГУП, специализирующихся на так называемых офсетных сделках, а также обнаруженная "Бизнесом" возможная связь между контрактом на поставку в Малайзию истребителей "Су" и выбором дочерней дилерской компании АвтоВАЗа "Элекс-полюс" в качестве дистрибутора автомобилей Proton, которыми Малайзия оплачивает российские "сушки" (см.
"Бизнес" от 23 ноября).
На самом деле государство упускает исторический шанс доказать всем сомневающимся необходимость своего присутствия в экономике. Все, что для этого нужно,- провести открытый международный конкурс на выбор управляющей компании для АвтоВАЗа. Никакой продажи, никакой сдачи в концессию: просто привлеченной на определенный правительством срок компании за соответствующее вознаграждение передается право на оперативное управление заводом. Именно такой шаг продемонстрировал бы реальную заинтересованность государства в повышении эффективности использования принадлежащей ему собственности.
Но правительство, сделав по неизвестным причинам ставку на торговцев вооружениями, выбрало иной путь. У новых менеджеров АвтоВАЗа в силу их близости к государству появится соблазн использовать его возможности для создания заводу очередной порции тепличных условий.
Между тем фактическое фиаско предыдущих руководителей АвтоВАЗа уже показало всю бесперспективность такого выбора.



Деловая газета "Бизнес"