25.11.2005


«Мобильные телесистемы» объявили финансовые результаты третьего квартала 2005 года



ОАО «Мобильные ТелеСистемы» объявляет о финансовых и операционных результатах деятельности[1] за третий квартал 2005 года. Компания продемонстрировала значительный рост финансовых показателей и существенное увеличение абонентской базы. Основные финансовые показатели:

Значительный рост финансовых показателей

·         Выручка МТС увеличилась на 27% по сравнению с третьим кварталом 2004 года и составила $1385 млн.

·         Показатель OIBDA[2] вырос на 16% по сравнению с третьим кварталом 2004 года и составил $738 млн. (маржа OIBDA составила 53%).

·         Чистая прибыль увеличилась на 3% по сравнению с третьим кварталом 2004 года и составила $347 млн.

·         За девять месяцев 2005 года МТС получила сумму положительных свободных денежных средств[3], составившую $130 млн.



Основные операционные показатели:

Существенное увеличение абонентской базы

·         Прирост абонентской базы в течение квартала составил 6,29 млн. абонентов, а за период с начала года по 22 ноября 2005 года – 19,02 млн.

·         Консолидированная абонентская база по состоянию на 22 ноября 2005 года составила 53,24 млн. абонентов.

·         Запущены сети в 4 регионах России




Краткая сводка финансовых показателей (неаудированных)

млн. долл. США

3 кв. 2005

3 кв. 2004

Изменение

2 кв. 2005

Изменение

Выручка

1384,7

1086,4

27,5%

1236,6

12,0%

Чистая операционная прибыль

496,0

467,6

6,1%

434,7

14,1%

OIBDA

737,6

634,8

16,2%

651,6

13,2%

Маржа OIBDA

53,3%

58,4%

-5,1пп

52,7%

+0,6пп

Чистая прибыль

347,4

338,3

2,7%

303,9

14,3%

Комментируя итоги квартала, президент ОАО «МТС» Василий Сидоров заявил:

«В третьем квартале мы смогли обеспечить значительное увеличение абонентской базы, существенный рост выручки и чистой прибыли. Хорошая динамика выручки позволила нам увеличить операционную маржу и объем свободных денежных средств, несмотря на инфляционный рост отдельных затрат в странах, где мы предоставляем свои услуги.

В последнее время, в рамках реализации нашей стратегии, направленной на сочетание активного привлечения новых клиентов с повышением лояльности существующей абонентской базы, мы представили новую линейку тарифных планов, начали новую имиджевую кампанию и осуществили серию CRM-проектов. Это позволило значительно снизить уровень оттока в России.

Как и планировалось, в сентябре мы запустили сервис i-mode в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайшее время эта уникальная услуга будет представлена во всех ключевых российских регионах и Украине. Мы достигли определенного прогресса в переговорах с компанией RIM и российскими регулирующими органами по запуску локализованной версии BlackBerry для наших корпоративных пользователей – сегмента, в котором мы традиционно занимаем лидирующие позиции. В последнее время мы приложили значительные усилия для улучшения работы наших контактных центров и собственных офисов продаж и абонентского обслуживания.

Наша компания продолжает активно развиваться – за последнее время МТС начала работу в четырех регионах России с общей численностью населения более 2 млн. Таким образом, общее количество регионов, охваченных сетью МТС, составило 83.

На Украине бизнес МТС также развивается очень успешно. Высокопрофессиональная команда, сильный бренд и развитая сеть должны обеспечить нам сохранение лидирующих позиций на украинском рынке, несмотря на усиление конкуренции.

МТС продолжает стабильно расти и развиваться. Наша стратегия направлена на усиление позиций компаний на существующих рынках и экспансию на рынки стран с высоким потенциалом роста. Нашим приоритетом остается рост акционерной стоимости компании за счет увеличения выручки при сохранении лучших показателей операционной эффективности».

Обзор операционной деятельности

Рост рынка

Темпы роста проникновения в ключевых рынках – России и Украины – по-прежнему высоки. В третьем квартале 2005 года уровень проникновения сотовой связи[4] вырос в России с 67% до 77%, а на Украине – с 41% до 49%. В Беларуси за тот же период уровень проникновения вырос с 32% до 36%. Данный рост отчасти объясняется возрастающим количеством пользователей, являющихся владельцами более одной SIM-карты. Новые рынки по-прежнему обладают большим потенциалом дальнейшего роста. Уровень проникновения сотовой связи в Узбекистане в третьем квартале составил 3%, а в Туркменистане находится на уровне 1%.

Динамика абонентской базы

В течение третьего квартала 2005 года консолидированная абонентская база МТС выросла на 6,29 млн. человек. Прирост абонентской базы МТС наблюдался на всех рынках. Вклад России в прирост составил 4,78 млн. человек, на Украине было добавлено 1,42 млн. абонентов и в Узбекистане – около 89 тыс. абонентов. Абонентская база совместного предприятия МТС в Беларуси увеличилась на 240 тыс. человек.

Как часть стратегии МТС, направленной на сохранение абонентской базы и повышение ее лояльности, в третьем квартале 2005 г. компания начала реализацию ряда CRM проектов. Основным направлением проводимых CRM-кампаний являлись стимулирование пополнения счета и использования дополнительных услуг. В результате успешного проведения CRM-кампаний и повышения абонентской лояльности в целом, уровень оттока в третьем квартале в России снизился до 2,9%

На Украине уровень оттока незначительно вырос по сравнению с прошлым годом и составил 6,2%.

После окончания третьего квартала 2005 года абонентская база МТС выросла еще на 2,88 млн. и составила 53,24 млн. человек.

Доля рынка

В России на долю МТС пришлось около 34% всех подключений, благодаря чему компания сохранила свое лидирующее положение с долей рынка, составляющей около 35%. На Украине на долю компании приходилось около 35% новых подключений, и ее доля рынка снизилась до 47%. Доля рынка МТС в Узбекистане по состоянию на конец третьего квартала 2005 года, по собственным оценкам компании, составляла 61%[5]. В Беларуси доля рынка совместного предприятия МТС составила 51%.

Сегментирование абонентов

Подключения по препейд-тарифам МТС (ДЖИНС в России, ДЖИНС и SIM-SIM на Украине) составили 92% от общего количества новых подключений в России и 94% – на Украине. По состоянию на конец третьего квартала 2005 года по препейд-тарифам обслуживались 87% абонентов МТС в России и 89% – на Украине.


Краткая сводка операционных показателей

 

3 кв. 2005

2 кв. 2005

1 кв. 2005

4 кв. 2004

3 кв. 2004

Общее число абонентов
на конец периода (млн.)

50.36

44,07

38,69

34,22

26,63

Россия (млн.)

38.87

34,09

30,25

26,54

20,84

Украина (млн.)

10.94

9,52

8,08

7,37

5,53

Узбекистан (млн.)

0.49

0,40

0,35

0,31

0,26

Туркменистан (млн.)

0.06

0,06

-

-

-

МТС Беларусь[6] (млн.)

1.85

1,61

1,40

1,21

0,97

Россия

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU[7]), доллары США

8,9

9,3

9,1

11,2

14,0

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты

130

134

138

164

168

Коэффициент оттока абонентов (churn), %

2,9

6,8

6,7

6,3

6,7

Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США

18,6

18,4

18,2

19,4

21,3

Украина

 

 

 

 

 

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), доллары США

10,8

10,8

10,0

12,4

15,4

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты

132

118

130

127

136

Коэффициент оттока абонентов (churn), %

6,2

5,7

5,1

1,7[8]

5,9

Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США

15,7

14,2

22,1

15,4

20,7

 


Операции МТС в России

·               Выручка за 3 квартал 2005 года выросла на 20% по сравнению с 3 кварталом 2004 года и составила $1015[9] млн.

·               Показатель OIBDA за 3 квартал 2005 года вырос на 10% по сравнению с 3 кварталом 2004 года и составил $543 млн. (маржа OIBDA составила 53%).

·               Чистая прибыль за 3 квартал 2005 снизилась на 7,5% по сравнению с 3 кварталом 2004 года и составила $240 млн.

В третьем квартале средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в России снизился c 134 минут до 130, что объясняется увеличением доли малоговорящих абонентов. Вместе с тем, MOU контрактных абонентов в России вырос с 282 минут до 309 минут.

Средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) в России снизилась, что объясняется снижением трафика на одного абонента.

Затраты на приобретение одного абонента (SAC) в России почти не изменились и составили $18,6, что объясняется снижением дилерских комиссий и продолжением рекламных акций в продвижении обновленного имиджа МТС.

Операции МТС на Украине

·               Выручка за 3 квартал 2005 года выросла на 39% по сравнению с 3 кварталом 2004 года и составила $336 млн.[10]

·               Показатель OIBDA за 3 квартал 2005 года вырос на 23% по сравнению с 3 кварталом 2004 года и составил $168 млн. (маржа OIBDA составила 50%).

·               Чистая прибыль за 3 квартал 2005 года выросла на 20% по сравнению с 3 кварталом 2004 года и составила $94 млн.

На Украине MOU вырос с 118 минут до 132 минут, что объясняется сезонными факторами, такими как: большее количество рабочих дней в течение квартала и проведением летних промо-акций для абонентов на препейдных тарифных планах (бесплатные звонки в сети по четырем «любимым» номерам).

В третьем квартале показатель ARPU на Украине остался на уровне $10,8. Это объясняется ростом нетарифицируемого трафика, а также переходом части абонентов на более дешевые тарифные планы. При этом на Украине наблюдался существенный рост ARPU контрактных абонентов – с $35,1 долл. во втором квартале до $36,9 долл. в третьем квартале 2005 г.

Затраты на приобретение одного абонента (SAC) на Украине в течение квартала поднялись с $14,2 до $15,7, что объясняется ростом доли контрактных абонентов в числе новых абонентов и увеличением объема затрат на рекламу в связи с усилившейся конкуренцией на рынке Украины.

Операции МТС в Узбекистане

Вклад операций на узбекском рынке в консолидированную выручку МТС за третий квартал 2005 года составил $23,0 млн., в OIBDA – $14,6 млн. (уровень маржи OIBDA составил 63%) и в чистую прибыль – $7,5 млн. Показатель ARPU в Узбекистане в третьем квартале вырос до $18,3 по сравнению с $17,6 в предыдущем квартале.

Операции МТС в Туркменистане

Вклад операций на рынке Туркменистана в консолидированную выручку МТС за третий квартал 2005 года составил $15,8 млн., в OIBDA – $12,1 млн. (уровень маржи OIBDA составил 77%) и в чистую прибыль – $5,1 млн. Показатель ARPU составил $89,0.

Финансовое положение

Капитальные вложения МТС в основные средства в третьем квартале 2005 года достигли $500 млн., в том числе в России – около $406 млн., на Украине – $79 млн., в Узбекистане – $15 млн. Кроме того, в третьем квартале 2005 года МТС потратила $107 млн. на приобретение нематериальных активов (в том числе в России – $74 млн., на Украине – $24 млн. и в Узбекистане – $9 млн.). Общий объем капитальных вложений МТС в основные средства и нематериальные активы за девять месяцев 2005 года составил $1,4 млрд. (около $85 в пересчете на одного нового абонента).

Сумма денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных инвестиций по состоянию на конец третьего квартала 2005 года снизилась с $728 млн. до $557 млн., что объясняется выплатой в третьем квартале дивидендов за 2004 год. По состоянию на 30 сентября 2005 года общая задолженность компании по привлеченным средствам[11] составила $2,3 млрд. Чистый долг по состоянию на конец третьего квартала составил $1,8 млрд., а отношение чистого долга к LTM OIBDA[12] осталось на уровне 0,7, как и в предыдущем квартале.


[1] Основано на консолидированных неаудированных финансовых отчетах, подготовленных в соответствии с общепринятыми стандартами бухгалтерского учета США (US GAAP).

[2] См. в Приложении A определения терминов OIBDA и маржа OIBDA, а также сверки к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP.

[3] См. в Приложении Б расчет свободных денежных средств к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP.

[4] Источником всей информации о рынках сотовой связи в данном пресс-релизе является AC&M Consulting.

[5] Независимые источники информации по данному рынку отсутствуют.

[6] Неконсолидированное дочернее предприятие МТС в Республике Беларусь, СООО «Мобильные ТелеСистемы», в котором МТС принадлежит 49% акций.

[7] См. в приложении В определения средней ежемесячной выручки от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU), коэффициента оттока абонентов (churn) и затрат на приобретение одного абонента (SAC).

[8] Снижение квартального уровня оттока абонентов до 1,7% в 4 квартале 2004 года преимущественно объясняется изменением политики учета оттока препейд-абонентов с трех до шести месяцев неактивности (аналогичная политика учета применяется в России). По старой методике, квартальный уровень оттока в 4 квартале 2004 года составил 7,2%.

[9] Исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $0,7 млн.

[10] Исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $4,3 млн.

[11] Задолженность по привлеченным средствам состоит из текущей части долга, текущей части финансового лизинга и финансовых обязательств, долгосрочного долга и долгосрочных финансовых обязательств. Чистый долг вычисляется как разница между общей задолженностью и суммой денежных средств и эквивалентов плюс краткосрочные инвестиции. См. в Приложении Б расчет чистого долга.

[12] LTM (Last Twelve Months) OIBDA представляет собой OIBDA накопительным итогом за последние 12 месяцев. См. в Приложении Б расчет LTM OIBDA к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP.