28.11.2005

Чем бы себя украсить. В России растет спрос на драгоценности



ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Россияне тратят на украшения свыше 1,5 млрд. долларов в год, утверждается в исследовании маркетингового агентства Step by Step. Рост продаж касается как дорогих изделий из белого золота с драгоценными камнями, так и обычных изделий из «желтого металла» и бижутерии.
За последние три года траты на ювелирные изделия выросли у нас на 5%, а число предприятий, специализирующихся на их производстве, увеличивается в год в среднем на 15–17%. Сейчас в России зарегистрировано более 6,5 тыс. ювелирных предприятий, а торговлей украшениями занимается свыше 20 тыс. компаний.
Результаты исследования нельзя назвать неожиданными. Спрос на драгоценности есть всегда и везде, ведь их расценивают не только как предмет роскоши, но и как удачное капиталовложение. Так, по результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады, 36% россиян уверены, что наиболее выгодно вкладывать деньги в недвижимость, 24% готовы положить свои свободные наличные на счета в Сбербанк, а 8% – приобрести на них золото или драгоценности.
Структура спроса на рынке украшений последние годы в общем-то не менялась. По данным Гильдии ювелиров России, половина его объема приходится на обычные украшения – серебряные цепочки, золотые колечки, по 20% имеют такие сегменты, как бижутерия и наручные часы, на люксовые драгоценные украшения приходится 10% рынка.
Не сильно за последние 20 лет изменились и предпочтения потребителей. Это в меньшей степени касается жителей крупных городов, которые стараются следить за европейской модой и уже готовы тратить на одно украшение более ста долларов. «Говорить о том, что российский рынок украшений подвержен моде, пока рано, – рассказал «НИ» менеджер одной из компаний, занимающейся продажей драгоценностей. – Бренды представлены очень слабо, в них даже московские потребители не разбираются, что уж говорить о провинции, где решающими факторами при покупке остаются цена и проба».
Поэтому самым покупаемым товаром в России по-прежнему остаются драгоценности из желтого золота. Модное сейчас в мире белое золото предлагается покупателю вместе с благородными драгоценными камнями – бриллиантами, изумрудами. А такое колечко будет уже раз в пять дороже, чем его аналог из обычного желтого металла с привычным фианитом. В регионах традиционно пользуются спросом отечественные драгоценности. И дело тут не только в цене – уменьшается риск натолкнуться на подделки, доля которых составляет около 40% всего ювелирного рынка.
Что же касается люксового сегмента, то он также растет, пусть и меньшими темпами. Пока законодателем мод здесь является Италия. Однако не исключено, что очень скоро ее потеснят Китай, Малайзия, Гонконг. Эти страны уже прошли тот период, когда в них производили лишь ширпотреб и подделки. Сейчас именно Азия стала основным поставщиком украшений из платины, которая приходит на смену белому золоту. А еще нынче в моде изделия из черного, голубого, зеленого, розового золота и их сочетаний.
На перспективы ювелиры смотрят с некоторой опаской. Дело в том, что изделия из драгоценных металлов уже выросли в цене в среднем на 30%, а серебряные – и того больше. Причина – изменения в Налоговом кодексе. Практика взимания госпошлины за производство ювелирной продукции была унифицирована, и производитель теперь платит одну и ту же сумму как за серебряный ларец, так и за маленький кулон, изображающий знак зодиака. Впрочем, новый всплеск потребительской активности ожидается после присоединения России к ВТО – тогда цены на импортные изделия должны заметно снизиться. Ювелиры, правда, боятся, что это погубит отечественного производителя, но потребителю все равно, чей товар покупать.

Новые Известия