Интернет-реклама нагуляла весРоссийский рынок интернет-рекламы переживает сейчас период самого бурного роста в своей истории. По прогнозам экспертов, в 2005 году он увеличится вдвое по сравнению с 2004 годом его объем составит $100 млн. Одновременно последние социологические опросы показывают, что активная аудитория интернета в 2005 году превысит 10% от населения России. Как подчеркивают специалисты, достижение этих показателей выводит рынок интернет-рекламы на концептуально новый уровень. Теперь рекламой в сети начинают интересоваться крупнейшие компании и рекламные агентства. По общему мнению участников рынка и экспертов рекламного рынка, предпосылки к активному использованию интернета в качестве рекламного носителя существуют уже несколько лет. Крупные российские интернет-площадки, такие как "Яндекс", "Рамблер", Mail.ru и РБК, были готовы продавать и размещать рекламу и год, и два назад, при этом они могли предложить рекламодателям не только более дешевую, но и более эффективную рекламу. Однако крупнейшие рекламодатели участники рынка потребительских товаров, производители автомобилей, банковские и страховые компании до недавнего времени тратили на рекламу в интернете крайне мало. "Интернет в качестве значительного рекламного носителя многие крупные компании долгое время не рассматривали, говорит аналитик компании J`Son & Partners Борис Овчинников. До последнего времени в интернете рекламировались только технически ориентированные компании: сотовые операторы, производители компьютеров и телефонов. Но и они зачастую соглашались выделить половину процента своего рекламного бюджета на показ баннеров в интернете. Поэтому такие кампании носили в основном стихийный характер". Однако уже к концу 2005 началу 2006 года эта ситуация должна измениться. По словам экспертов и участников рынка, ситуация с интернет-рекламой претерпела серьезные изменения. В поле зрения монополиста Участники рынка называют несколько ключевых изменений, которые произошли на рынке рекламы в российском интернете. Первое и основное изменение рост аудитории. Во всем мире интернет-аудиторию принято измерять с помощью социологических опросов с репрезентативной выборкой. Респондентам задается вопрос: пользовались ли вы интернетом в последние шесть месяцев? По подсчетам фонда "Общественное мнение", в начале 2004 года утвердительно на этот вопрос отвечало 14,7 млн человек, то есть около 10% населения России. К лету 2005 года этот показатель серьезно вырос и составил 20,9 млн человек. То есть более 14% от всего населения. Как указывают эксперты рынка, интерес рекламодателей к рекламному носителю возникает, когда его охват составляет 12-15% от населения. То есть достаточное для рекламодателей количество людей в российском интернете появилось буквально несколько месяцев назад. Второе изменение небольшой объем рынка интернет-рекламы. "Небольшой объем средств, которые крупные рекламодатели могли потратить в интернете еще год-два назад, был серьезной проблемой для входа на рынок крупных рекламодателей, поясняет генеральный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive Елена Молчанова. Крупные рекламодатели пользуются услугами крупных сетевых агентств и поэтому в некоторой степени зависят от них в смысле распределения рекламного бюджета. Поэтому если даже крупный рекламодатель захочет в рамках рекламной кампании объемом несколько десятков миллионов долларов выделить сто тысяч долларов на рекламу в интернете, агентство может отговорить его. Просто потому, что это дополнительные организационные сложности разместить телевизионную рекламу по налаженному каналу и проще, и выгоднее". По наблюдениям экспертов, этот барьер рынку удалось преодолеть совсем недавно. В начале ноября фактический монополист рынка телевизионной рекламы компания "Видео Интернешнл" объявила о том, что с начала 2006 года через свое подразделение IMHO VI начнет продавать рекламные возможности крупнейшего российского интернет-портала "Яндекс". Аналитики в один голос заявили о том, что контракт IMHO VI и "Яндекса" носит символическое значение для рынка. Крупнейший в России медиаселлер обозначил свое отношение к рынку интернет-рекламы, фактически признав, что этот рынок долгое время был недооцененным. "В результате этого соглашения новые рекламные бюджеты получит не только 'Яндекс', но и все крупные интернет-ресурсы", полагает Руслан Тагиев, гендиректор компании TNS Gallup AdFact. "Позиция 'Видео Интернешнл' очевидно дает понять, что агентство собирается изменить отношение крупных рекламодателей к интернету, поддерживает его Елена Молчанова. После объявления об этом контракте рынок скорректировал свои прогнозы относительно объемов интернет-рекламы в 2005 и 2006 годах. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка в 2005 году должен составить $70 млн, однако сейчас эта оценка кажется очень сдержанной. Можно сказать, что в этом году объем рынка достигнет $100 млн, а в следующем более $160 млн". Третье ключевое изменение на рынок интернет-рекламы должна принести инициатива компании TNS Gallup AdFact, которая в октябре объявила о запуске своего проекта по измерению интернет-аудитории. Эксперты говорят, что для увеличения своей доли интернет-компаниям необходимо предоставить рекламодателям систему измерения аудитории, которая была бы идентична той, которая используется при измерении аудитории традиционных СМИ. "В отличие от традиционных медиа, аудиторию интернет-СМИ можно мгновенно измерить она, по сути, не нуждается в дополнительных измерениях, говорит гендиректор агентства AdWatch Лев Глейзер. Однако крупные рекламодатели привыкли оперировать такими терминами, как "охват аудитории", "рейтинг рекламного носителя". Фактически Gallup не добавит никакого нового знания она лишь проведет собственный независимый аудит трафика на интернет-площадках. В итоге рекламодатели смогут сравнить традиционные медиа с интернетом по одним и тем же показателям". Еще не "Клинское", но уже Paulaner По мнению участников рынка, в результате этих изменений сегмент интернет-рекламы должен занять полноценное место на рынке рекламных носителей в России. "В результате решения проблем с аудиторией, объемом рекламных контрактов и системами измерения эффективности интернет-площадки должны стать в России таким же рекламным носителем, как и обычные СМИ и наружная реклама, говорит Елена Молчанова. Теперь в интернете можно рекламировать практически все что угодно. Это значит, что в интернет пойдут средства от участников рынка потребительских товаров, которые традиционно тратят на рекламу больше всего. Конечно, интернет не заполнит сразу же реклама пива "Клинское" или моющего средства Fairy: для таких рекламодателей у интернета еще недостаточный охват. Однако рекламу пива Paulaner или водки 'Русский стандарт' теперь в интернете можно будет увидеть". "В интернет придут в массовом порядке производители бытовой техники, автомобилей, банки, страховые компании, даже металлургический бизнес, добавляет управляющий директор компании OdnaCo/MRM Екатерина Иванова. Интерес рекламодателей растет очень быстро". По словам участников рынка, если в 2005 году крупные рекламодатели тратили на рекламную кампанию в среднем $2 млн в год, то в 2006 году этот показатель вырастет до $2,5-3 млн. Причем дефицит рекламных мест в интернете агентства начинают ощущать уже сейчас. По свидетельству крупного агентства по размещению рекламы в интернете, рекламные места на крупных интернет-площадках заняты до конца 2006 года: "Небольшой рекламный объем стоимостью в районе $10 тыс. это около 3 млн показов на крупных интернет-площадках уже не купишь". Впрочем, крупные рекламодатели в основном закупают в интернете так называемую медийную рекламу показы баннеров. Этот сегмент занимает в интернете 60-65%. Остальная часть приходится на поисковую или контекстную рекламу. Там правила игры совершенно другие, так как эта реклама ориентирована в основном на малый и средний бизнес. Она никак не зависит ни от качества, ни от объема аудитории интернет-площадки. Рекламное объявление выводится пользователям вместе с результатами поиска и напрямую от них зависит. В итоге достигается очень высокая эффективность показа: покупатель точно знает, что он хочет купить, и получает ссылку на компанию, которая предлагает интересующий его товар. Компаний, покупающих такую рекламу в интернете, в России, по различным оценкам, от 10 тыс. до 15 тыс., причем объем средств, которые они готовы тратить на рекламу, весьма велик. По оценкам участников рынка, в 2005 году он составит $35-40 млн, а в 2006 году увеличит свою долю в интернет-рекламе с 35% до 45-50%. "Сегмент рынка поисковой рекламы сейчас развивается в интернете активнее всего, говорит глава компании 'Ашманов и партнеры' Игорь Ашманов. Лидер этого рынка компания 'Яндекс' за последний год увеличила свои доходы от поисковой рекламы почти вдвое, а потенциал у этого рынка очень высок". КоммерсантЪ |