01.12.2005

Городской заказ открылся для всех. Московские предприятия, судя по всему, будут лишены привилегий при освоении городского заказа



ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ
ОКСАНА КАРПОВА

Вчера Мосгордума приняла во втором чтении законопроект, согласно которому осваивать горзаказ наравне со столичным бизнесом сможет любая российская и иностранная компания. Эксперты уверены, что на деньги московского бюджета найдется немало претендентов.
Как уже сообщал "Бизнес", с 1 января 2006 года вступает в силу федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в котором устанавливаются единые правила размещения госзаказа среди предпринимателей (см. "Бизнес" от 7 июля и 27 сентября).
После вступления закона в силу государственные и муниципальные заказы будут размещаться исключительно через аукционы или конкурсы, а также на товарных биржах. Кроме того, при распределении госзаказа чиновники обязаны выделять квоту в размере 15% от его объема для предприятий малого бизнеса. Закон также снимает ограничения на участие в освоении госзаказа иностранных компаний.
С вступлением указанного закона в силу регионы лишатся возможности устанавливать собственные правила освоения на своей территории государственного и муниципального заказа. Это положение вызвало неприятие у части депутатов Мосгордумы, которые лоббируют сохранение привилегий при распределении столичного горзаказа для зарегистрированных в Москве предприятий.
Правда, их сопротивление ни к чему не привело. Вчера Мосгордума, приводя столичное законодательство в соответствие с федеральным, приняла во втором чтении законопроект, который отменяет преференции при распределении горзаказа для столичных предпринимателей. Принятие этого законопроекта, по мнению председателя комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирины Рукиной, "означает, что бюджет города станет доступен всем производителям из других регионов и стран, а город лишится возможности помогать своим производителям". При этом она считает, что "если бы речь шла о частных поставках коммерческих фирм, то равные условия для всех регионов были бы справедливы, но когда речь идет о региональном бюджете и горзаказе Москвы, то важно, чтобы преференции получали московские производители, которые создают рабочие места и платят налоги в столичный бюджет".
Депутат не сомневается, что найдется немало желающих принять участие в освоении столичного госзаказа. По данным комитета по организации конкурсов и аукционов правительства Москвы за первое полугодие 2005 года, общая стоимость лотов горзаказа, выставленных Москвой, достигла 105 млрд руб. Для сравнения, бюджеты всех регионов за этот период выделили на госзаказ 332 млрд руб.
Гендиректор Московского агентства по развитию предпринимательства Сергей Коноплев напоминает, что принятие федерального закона потребовалось для соблюдения требований ВТО, согласно которым все компании должны находиться в равных условиях.
Он уверен, что опасения депутатов о последствиях снятия ограничений для иностранных компаний по доступу к горзаказу, совсем не беспочвенны, так как российским компаниям будет крайне непросто конкурировать с иностранными фирмами, например, по международным стандартам выполнения работ и оказания услуг. В то же время депутат Мосгордумы Александр Крутов утверждает, что отмена закона, наоборот, "ликвидирует тепличные условия, которые на самом деле являются тормозом в развитии, и поможет отечественной промышленности выйти на мировой рынок".



Деловая газета "Бизнес"