07.12.2005

Родной глянец. Куда пропали художественные альбомы и откуда ждать их снова



СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

На только что завершившейся книжной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction было все, что угодно, и даже больше этого. Достоевский вперемежку с Пелевиным, откровенно коммерческое чтиво рядом с фолиантами издательства «Наука». Но почти не было хорошего выбора художественных альбомов – как раз того, что еще лет пять назад считалось страшно элитным и интеллектуальным.

Можно предположить, что эти глянцевые мастодонты, не выдержав конкуренции с мобильными книжками, вымирают наподобие динозавров и становятся пережитком советских времен. Тогда альбомы были единственным источником визуальной информации о загранице: по смазанным картинкам судили о Лувре, Прадо или еще каком-нибудь европейском музее. На видах «Королевской Праги» в исполнении фотографа Карела Плицки выросло не одно поколение западников, которые на Западе никогда не были. В начале 1990-х издательства открыли для себя итальянские слайды и финскую бумагу: в это время и начался настоящий альбомно-глянцевый бум. Смотреть книгу стало куда как интересней, чем ее читать. Тексту не доверяли (он, как выяснилось, мог обманывать), картинка была правдивее, и предполагалось, что все книжки умрут, а иллюстрации останутся вечно.

Однако то, что раньше казалось незыблемым, в мановение ока снес конец ХХ века. Последним всплеском альбомного дела оказались разного рода иллюстрированные энциклопедии: от «Шедевров итальянского Возрождения» до «Коктейлей из лучших баров». Причины вымирания альбомов лежат на поверхности. Это, во-первых, цифровые камеры, превратившие любого туриста в ходячего «альбом-мейкера». Во-вторых, изменение самого зрительского климата: к картинкам сейчас еще меньше доверия, чем к словам. С помощью компьютера картинку можно подкрасить, подчистить и вообще сделать с ней что угодно. Короче говоря, альбомам пора пропеть отходную.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно примечательное событие. Как раз на ярмарке прошла презентация целой серии альбомов. Лучшим из этой серии оказался альбом, посвященный московскому метро. В том, что наше метро «самое красивое в мире», никого убеждать не надо. Между тем (странное дело) до настоящего момента никому и в голову не приходило на этой красоте заработать. Метрополитен к своему юбилею издал довольно беспомощную книжку, Музей архитектуры провел несколько скромных выставок без каталогов и публикаций. Только сейчас роскошный альбом с мозаиками и рельефами на сталинских станциях произвел фурор. Причин этого фурора опять же две. Во-первых, главные покупатели альбома (а он не дешевый) нечасто ездят на метро и относятся к нему не как к средству передвижения, а скоре как к памятнику. Иными словами, появилась дистанция, когда, по словам Есенина, можно «увидать лицо». Во-вторых, что более важно, изменилось предназначение альбомов. Перед россиянином открылись непаханые просторы родной стороны. Современные альбомы фиксируют образы России, которые становятся историей и постепенно уходят в прошлое. Речь идет не только о соборах и монастырях (хотя и здесь явный ренессанс). Следующие альбомы (после «Метрополитена») будут уже посвящены советскому кино с его самыми знаменитыми кадрами от «Броненосца «Потемкина»» до «Бриллиантовой руки» и любимым советским мультфильмам.

Новые Известия