12.12.2005

По дрезденскому счету. Газпромбанк теперь будет на треть принадлежать немецкому Dresdner Bank



АЛЕКСАНДР БИРМАН

Как уже писал "Бизнес", Газпромбанк (ГПБ) теперь будет на треть принадлежать немецкому Dresdner Bank.
Не исключено, что это - только часть сложной комбинации, в результате которой Dresdner Bank получит принадлежащие "газпромовскому" банку российские медиаактивы.
Блокпакет ГПБ обошелся немцам недешево. Приобретение 33% у нынешнего главного акционера ГПБ - "Газпрома"- сэкономило бы Dresdner Bank как минимум $150 млн. Учитывая давнюю дружбу председателя совета директоров российского ЗАО "Дрезднер банк" Маттиаса Варнига с Владимиром Путиным, трудно предположить, что столь влиятельному инвестору не удалось бы купить акции Газпромбанка, не обременяя себя участием в допэмиссии размером $800 млн.
Однако в таком случае сам Газпромбанк остался бы без капвложений. А они крайне важны для ГПБ, поскольку только на скупку энергоактивов банк с капиталом в $1,3 млрд потратил, по оценкам экспертов, около $2 млрд.
При этом "Газпром", на "алтарь" которого были принесены жертвы, поступил со своей "дочкой" весьма сурово, отдав ГПБ в обмен на 10,5% РАО ЕЭС (которые, согласно биржевым котировкам, стоят не менее $1,4 млрд) холдинг "Газпром-медиа", который сам же оценил всего в $700 млн.
Продажа государственному "Роснефтегазу" 10,7% "газпромовских" акций, принадлежавших "дочкам" концерна, в том числе и ГПБ, также, по-видимому, стала для банка бесприбыльной операцией. По словам зампреда "Газпрома" Андрея Круглова, $5 млрд из $7,5 млрд, полученных от "Роснефтегаза", будут направлены на погашение задолженности концерна перед консорциумом банков, профинансировавшим сделку по приобретению "Сибнефти".
Поскольку в списке "дочерних" акционеров "Газпрома" до недавнего времени фигурировал и НПФ "Газфонд" с 3,2% акций, оставшиеся $2,5 млрд, скорее всего, достались ему.
Глава НПФ "Газфонд" Юрий Шамалов приходится сыном еще одному давнему президентскому знакомому - Николаю Шамалову, ныне совладельцу питерского банка "Россия". Упоминавшийся выше Маттиас Варниг входит в совет директоров "России".
А основной владелец банка Юрий Ковальчук проявляет интерес к российскому рынку СМИ. Недавно он с партнерами приобрел крупный пакет акций ТРК "Петербург". Есть основания предполагать, что в интересах Ковальчука действовала купившая Ren TV "Северсталь-групп".
Возможно, что теперь Ковальчук попытается приобрести и "Газпром-медиа". Можно предположить, что с этой целью была инициирована сделка между Газпромбанком и Dresdner Bank, который, к слову, являлся одним из организаторов консорциума, кредитовавшего "Газпром" под покупку "Сибнефти". Как следует из рассуждений Круглова, немцы наряду с другими участниками синдиката до конца этого года уже успеют получить часть из выданных "Газпрому" $13 млрд. Вероятно, что $800 млн из них не вернутся в Германию, а будут вновь инвестированы в России.
Получив наконец-то "живые" деньги, глава ГПБ Андрей Акимов вряд ли будет возражать, если спустя некоторое время немецкий акционер обменяет свой пакет на акции "Газпром-медиа". А чтобы уложиться в квоту на участие иностранного капитала в отечественных СМИ, Dresdner Bank привлечет российского партнера, например "Северсталь".
Все стороны - и Ковальчук, и "Газпром", и Газпромбанк- останутся довольны. А Dresdner Bank уже пожинает плоды сделки с ГПБ. По сообщениям СМИ, Маттиас Варниг будет назначен управляющим директором North European Gas Pipeline Company, оператора поставок газа по новому Североевропейскому газопроводу.


Деловая газета "Бизнес"