14.12.2005
Пятерочка

Пираты запустили в массы секреты "Пятерочки". В российских регионах расцвела торговля пиратскими копиями франчайзинговых пакетов "Пятерочки"



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Сеть "Пятерочка" может претендовать не только на звание крупнейшего продуктового ритейлера СНГ, но и основного поставщика знаний региональным торговцам. В последние месяцы в российских регионах расцвела торговля пиратскими копиями франчайзинговых пакетов "Пятерочки", цена которых упала до $15 тыс.
По оценкам участников рынка, такие копии уже приобрели не менее 50% региональных сетей. Но эксперты считают, что адаптировать технологии "Пятерочки" к своим сетям региональные операторы вряд ли смогут.
Франчайзинговая программа "Пятерочки" стартовала в 2002 году. Тогда было объявлено, что в приоритетных регионах - Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях- компания будет развиваться самостоятельно, в других регионах исключительно по франчайзингу.
На сегодняшний день у Pyaterochka Holding самая большая в России сеть франчайзинговых магазинов - 350 в 14 регионах (кроме того, 24 магазина в Казахстане и 15 на Украине). В 2004 году на франчайзинговые магазины пришлось $490 млн (оборот всей сети составил $1,59 млрд).
Однако число магазинов, работающих по стандартам и технологиям "Пятерочки", может оказаться существенно выше. В неофициальных беседах региональные торговцы неоднократно рассказывали корреспонденту "Бизнеса" о том, что в их регионах в последние полгода на рынке неоднократно появлялось предложение купить недорогую франшизу "Пятерочки". По их словам, торговым компаниям предлагается купить компакт-диск, содержащий около 16 томов франчайзингого пакета "Пятерочки" с описанием бизнеспроцессов, принципов управления магазином и персоналом, схемы планировки магазинов и т. д. Потенциальных покупателей предупреждают, что это неофициальная франшиза и прав на использование товарного знака "Пятерочки" не дает, зато продается по "реальной цене". По данным собеседников "Бизнеса", разным компаниям поступали предложения купить диск по цене от $15 тыс. до $150 тыс. Для сравнения, стоимость официальной франшизы составляет, по данным компании, от $750 тыс.
до $1 млн.
В "Пятерочке" вопрос о появлении пиратских франшиз в регионах прокомментировали скупо."Такие слухи действительно ходят. Если подобные случаи будут обнаружены и вина доказана, станем преследовать по всей строгости закона",- заявили "Бизнесу" в пресс-службе компании. Тем не менее начальник отдела развития ГК "Виктория" Игорь Николаев сообщил, что о пиратских франшизах "Пятерочки" ему рассказывали несколько сибирских ритейлеров. Феликс Стетой, консультант барнаульской сети "Мария-Ра" (в прошлом вице-президент "Пятерочки"), говорит: "В Сибири такой диск в ходу: нам предлагали, кемеровской сети "Кора", другим компаниям. Знаю, что многие крупные и средние сети даже купили его". Представитель одной из консалтинговых компаний, просивший не называть его имени, уточняет: "Пиратскую франшизу купило несколько десятков региональных сетей. На заре своей франчайзинговой программы "Пятерочка" приглашала крупных региональных ритейлеров к себе в Санкт-Петербург как потенциальных франчайзи.
Многие посмотрели, оценили, но покупать не стали: $750 тыс.
слишком дорого. Проще купить теперь, по дешевке. В России крупных региональных сетей около 40-50. Думаю, купили "франшизу" не меньше 50% из них".
Участники рынка считают, что свою франшизу выпустил в массы кто-то из официальных франчайзинг-партнеров "Пятерочки". "Скорее всего, на рынок материал пустил кто-то из первых пяти франчайзи. Работая в то время в "Пятерочке", я участвовал в написании этих документов. В более поздних версиях уже есть изменения, на рынке же продается первый образец 2002 года",- полагает Стетой из "МарииРа". Получить комментарии по этому вопросу в региональных офисах "Пятерочки" вчера не удалось.
В последние полтора-два года розничный рынок в регионах активно развивается. По прогнозу аналитика ОФГ Алексея Кривошапко, по итогам года на современные розничные форматы в регионах будет приходиться 25% (в 2004 году - 18,5%). Региональные сети всегда охотно заимствовали у московских коллег интересные решения. Преимущественно внешние: от названия и корпоративных цветов до планировки торгового зала. Однако до промышленного шпионажа в таких масштабах в рознице еще не доходило. По мнению Сергея Лыкова, эксперта Евразийского института мерчандайзинга, спрос на франшизу "Пятерочки" существует со стороны крупных региональных операторов, готовящихся к экспансии москвичей. "У них времени мало, а тут- все уже придумано и обкатано в успешных московских компаниях",- подчеркивает он.
Правда, эксперты считают, что для повышения конкурентоспособности региональных сетей пиратская франшиза "Пятерочки" вряд ли подойдет.
"Смысл франчайзинга - лояльность покупателей к торговой марке. А если марки нет, какой смысл покупать франшизу? Технологии-то у всех сейчас более или менее одинаковы, перетекание сотрудников из одной компании в другую не остановить",- замечает Дмитрий Маслов, гендиректор второго по величине франчайзингового оператора России сети Spar.
"Никто из купивших эту копию ритейлеров так ею и не воспользовался. Уровень менеджмента оказался слишком низким, чтобы адаптировать решения "Пятерочки" для своей сети",- убежден Феликс Стетой.



Деловая газета "Бизнес"