14.12.2005

У кого пиар лучше, или почему россияне до сих пор так редко покупают российское



Идея заставить россиян отдавать предпочтение отечественным товарам, а не вездесущему импорту отнюдь не нова. Она принадлежит еще первому президенту страны Борису Ельцину, который еще в 1996 г, озаботившись засильем низкопробной южноазиатской и турецкой продукции, выступил с соответствующим обращением к гражданам. "Что за импортная картошка – это мыло, а не картошка, - в свойственной ему манере вещал экс-президент, – покупайте российское!" Напомним, что в те не столь отдаленные времена российские мясокомбинаты практически полностью работали на импортном сырье, а рынки заполонили одежда, бытовая техника, косметика made in China – причем того качества, которое сами китайцы "для внутреннего потребления" не используют. Россияне, изголодавшиеся за времена дефицита по товарному изобилию, скупали все это, хотя кофточки сохраняли товарный вид в лучшем случае до первой стирки, а чайники выходили из строя максимум через полгода.

Именно тогда, с легкой руки президента, зародилось движение, призванное изменить взгляды российского потребителя, в мгновение ока переметнувшегося от невзрачного советского ширпотреба на яркие импортные "товары-однодневки". Идея эта находила воплощение в народе с переменным успехом. О том, как российские товары двигались к потребителю и какова ситуация с продвижением отечественных брендов сейчас, рассказали участники пресс-конференции "Готовы ли россияне покупать российское?" По словам сопредседателя Совета по национальной стратегии Иосифа Дискина, бывшее в свое время в ходу утверждение, что наши товары не нужны никому, кроме нас самих, доказало свою несостоятельность. Конечно, речь не идет о производствах, являющихся российскими буквально "до последнего гвоздя". Грань между нашими и не нашими товарами размывается все больше. Скажем, насколько российскими можно назвать те же автомобили, выпускаемые на заводе Ford во Всеволжске и на 50 проц состоящие из импортных деталей? Или, например, товары новых российских косметических концернов, изготовленные на 90 проц на импортном сырье – чем они отличаются от продукции тех же Procter&Gamble, построивших в России заводы и производящие здесь сравнительно недорогие кремы и шампуни по своей технологии? Все они платят налоги, реализуют последние технические разработки, строят заводы и создают рабочие места на нашей территории. В 2005 г заработал целый ряд проектов по сборке в нашей стране бытовой электроники. Успешные примеры такого рода бизнеса уже наблюдаются – например, зеленоградская марка Sitronics, под которой выпускаются телевизоры, TFT-мониторы, музыкальные центры и многое другое, рассказывает И.Дискин.

При этом целый ряд российских товаров успешно экспортируется за рубеж и до сих пор. Российский товар – это не только ракеты, автоматы Калашникова и прочая продукция "оборонки", хотя она, без сомнения, находится на должном уровне. Например, продукцию российской часовой промышленности, изначально ориентированную на экспорт, сейчас мало кто знает. В нашем обществе господствуют довольно четкие стереотипы – "если коньяк, то французский, если часы – то швейцарские". Между тем, часовые заводы в нашей стране функционируют и по сей день в полном объеме, но практически весь товар идет на экспорт, в том числе, и в Европу. За семь лет, прошедшие с начала борьбы за отечественного потребителя, целая группа товаров уже фактически избавилась от импорта – это продовольственный рынок. Традиция покупать наши продукты довольно сильна в нашем обществе, и импортеры постепенно уходят с нашего рынка либо маскируют свою продукцию под "русифицированные" бренды. Характерный пример такой тенденции, например, новозеландское масло "Доярушка" или "Сметана Сметановна" от Ehrman. Единственная ниша, в которой импортные производители еще могут конкурировать с нашими – это сыры, отмечает И.Дискин.

Конечно, российским товарам идет на пользу проникновение на зарубежные рынки. Прежде всего, это работает на их имидж внутри России, увеличивая продажи. Говоря о причинах, мешающих нашим производителям найти свою нишу на отечественном рынке и шагнуть за рубеж, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Игорь Прудников назвал недостаточно проработанную маркетинговую стратегию. Мы сами зачастую недооцениваем свои товары, поддаваясь тотальной "любви к импорту". Между тем, большинство развитых стран придают огромное значение как защите своих рынков от иностранных производителей, так и проникновению на иностранные рынки. Например, такие признанные импортеры, как Германия или Италия тратят на продвижение своей продукции в мире около 35 млн евро ежегодно. Для сравнения, до последнего времени наши затраты на аналогичное продвижение едва достигали 0,8 – 1,2 млн долл в год. Конечно, у нас есть и немалые успехи на пути продвижения российских брендов, но о них мало кто знает. Например, стоит вспомнить лишь тот факт, что 70 проц камер слежения в лондонском метро – российского происхождения. А российские атомные реакторы, которым после Чернобыля наши конструкторы придали колоссальную степень надежности, являются лучшими в мире. "Это признанно МАГАТЭ, и их экспорт может принести тем самые миллиарды долларов, которых не хватает для удвоения ВВП", - отметил И.Прудников.

К традиционно российским проблемам относятся и тотальная коррумпированность большинства структур, например, таможни, санинспекции. Если бы к тем же китайским товарам предъявлялись бы требования российских ГОСТов, не исключено, что многие из них так и не попали бы на наши прилавки. Впрочем, в Китае есть и качественная продукция, изготовленная по лицензии на местных заводах, и в последнее время мы начали закупать и ее.

Конечно, в секторе легкой промышленности отставание России от импортной продукции выражено сильнее. Однако, по мнению участников конференции, это в меньшей степени касается мужской одежды. Хотя ткани для нее зачастую поставляются из-за рубежа, пошив является исключительно российским, и в конечном итоге пиджаки и брюки получаются вполне хорошего качества, к тому же на порядок дешевле импортных аналогов. Некоторые предприятия сумели обратить себе на пользу дефолт 1998 г. Когда импортные товары существенно поднялись в цене, многие производители ушли с нашего рынка, а покупатели начали искать российские аналоги. Некоторые отечественные компании воспользовались этим преимуществом, и начали производить товары весьма неплохого качества. В частности, если речь идет об обуви, то в этом сегменте наблюдается немалая доля российской, и это не только пресловутые low price от "Парижской коммуны", но и товары middle price, рассказал И.Прудников. Рынок российского ритейла (розничных продаж) растет в среднем на 18 проц с учетом потребительского кредитования, поэтому простор для реализации наших товаров весьма велик.

В этой связи нельзя не вспомнить и об ожидающемся в будущем году вступлении России в ВТО. По мнению участников мероприятия, это может дать нашей стране как ощутимые выгоды, так и привести к потере целого ряда секторов экономики. Речь, в частности, идет о страховом бизнесе, банковском секторе, под угрозой окажется тот же ритейл. Если же вступление в ВТО подкрепить принятием законов, защищающих отечественного производителя, выигрыш может в 2,5 раза превысить потери. Необходимо защитить стратегические отрасли, такие как авиастроение. "Вступление в ВТО даст нам выход на международный рынок стали, минеральных удобрений и базовой химии — отметил И.Дискин. — Но с таким правительством, как сейчас, мы можем потерять много секторов". По мнению политолога Сергея Маркова, вступление России в ВТО носит прежде всего политический характер. Правящая элита хочет, чтобы российский бизнес стал частью глобальной системы. Запад же не против вступления России, но хочет, чтобы оно состоялось по китайской схеме "стандарт+", наряду со стандартными требованиями учитывающей особенности национальной экономики. По такому принципу в ВТО вступает и Украина, и осознание сути условий, на которые она согласилась, еще спровоцирует в этой стране масштабные политические противоречия, считает С.Марков. Россия же, заинтересованная в конкретных уступках для ряда отраслей, фактически "выторговала" согласие Европы за ратификацию Киотского протокола. Теперь подобный "торг" должен состояться и с США, но что станет его предметом, пока неясно, резюмирует политолог.

В заключение беседы И.Прудников напомнил собравшимся старый анекдот – "Чем отличается крыса от морской свинки? – У последней пиар лучше". Это во многом относится и к продажам российских товаров, а также к отношению к ним в нашей стране и во всем мире. Правда, многие отрасли пока все же не в состоянии конкурировать с западными, в частности, то же автомобилестроение, постепенно переходящее на "отверточную" сборку иномарок. Думается, время расставит точки над i в споре, "что лучше – наше или импортное", сейчас же для нас было бы лучше сосредоточиться на "раскрутке" наиболее успешных товаров.

Прайм-ТАСС