15.12.2005

Телефонное сверхправо. В 2006 году фиксированные операторы ставят на дополнительные сервисы



ЗОЯ ТРУБЕЦКАЯ

Рынок дополнительных услуг и контента у операторов мобильной связи уже успел пройти полный цикл: от развития и пика в прошлом году до падения доходов и полной стагнации в этом. Операторы связи фиксированной играют на "дополнительном" рынке не менее активно, однако их усилия невооруженным глазом просматриваются пока слабо. Главным образом потому, что львиная доля клиентов этих сервисов - корпоративные. Опрошенные "Бизнесом" компании собираются ввести в следующем году новые интеллектуальные услуги, ориентированные в том числе и на обычных абонентов.

Раньше операторы фиксированной связи фактически не предоставляли абонентам дополнительные услуги, за исключением справочного телефона 09 и службы точного времени "100". Со временем ситуация изменилась, и фиксированные операторы начали продавать допуслуги, в основном корпоративному сектору. Под дополнительными услугами понимают интеллектуальные услуги связи (универсальный номер, сложная переадресация, услуга "800" и проч.), передачу данных и телематику (хостинг), инфокоммуникационные услуги, где телекоммуникационные технологии объединены с компьютерной обработкой информации. "Это и конвергентные услуги, частью которых являются и инфокоммуникационные услуги, и согласованная работа нескольких телекоммуникационных сетей, создающих у абонента ощущение того, что эти сети составляют одно целое",- поясняет технический директор компании АСВТ Сергей Мишенков. По его словам, компания АСВТ предоставляет услуги СДО "Искра" и сети профессиональной мобильной связи "РусАлтай". "В этих сетях изначально заложен ряд услуг, поддерживающих управленческую деятельность: это и сокращенная нумерация внутри рабочих групп, и селекторная связь, и конференцсвязь,- говорит он.- Весь спектр значительно расширился после цифровизации этих сетей, превратившей "Искру" из телефонной в инфокоммуникационную сеть". В первом квартале 2006 года московский монополист рынка фиксированной связи компания МГТС собирается ввести в своей сети отправку текстовых сообщений (SMS). Правда, доступна эта услуга будет не всем московским абонентам, а лишь 30% счастливых клиентов цифровых АТС. Тем не менее МГТС и другие фиксированные операторы планируют повысить свои доходы именно за счет допсервисов. Еще в июне этого года генеральный директор МГТС Алексей Гольцов говорил, что "насыщение рынка базовыми услугами фиксированной связи в Москве уже произошло, настал момент предложить абонентам дополнительные услуги". Проблема еще и в том, что, согласно последним отчетам аналитических компаний, доходы операторов фиксированной связи падают. По прогнозам, в следующем году по доходам мобильные операторы обгонят фиксированных. Аналитики предрекают увеличение "мобильных" доходов до $10,7 млрд, в то время как чиновники Мининформсвязи дают фиксированным операторам $10,2 млрд в следующем году. О модернизации системы дополнительных сервисов заявляет руководство большинства операторов фиксированной связи. ""Ростелеком" одним из первых в России начал предоставление интеллектуальных услуг в федеральном масштабе на базе собственной интеллектуальной платформы,- подчеркивает директор по связям с общественностью и инвесторами "Ростелекома" Антон Клименко,- сегодня на ее основе компания предоставляет такие услуги с дополнительной стоимостью, как "Телеголосование" и "Услуги за дополнительную оплату" по коду 8-809". Услуга "Телеголосование", по его словам, позволяет клиенту оперативно проводить на телевидении, радио или в печати любые массовые опросы, голосования, конкурсы, телемарафоны, анализ общественного мнения и другие мероприятия, в которых ожидается большое количество телефонных звонков. "Эта услуга строится на базе платформы "Ростелеком", с помощью которой происходит подсчет числа количества звонков,- поясняет Антон Клименко.- Поступившие на интеллектуальный номер звонки со всей России систематизируются и выводятся в прямой эфир телепрограммы в оперативном режиме с задержкой всего лишь в несколько секунд". Так, с помощью "Телеголосования" можно было выбрать победителя международного детского конкурса "Евровидение-2005" в Бельгии в ноябре 2005 года. Условно дополнительные услуги

По мнению директора по развитию бизнеса "Комстар - Объединенные телесистемы" Дмитрия Дронова, понятие дополнительных сервисов в последнее время теряет свое первоначальное значение. "Еще несколько лет назад SMS-сервис относился к дополнительным возможностям, предоставляемым сотовым абонентам, в то время как сегодня это уже неотъемлемая услуга мобильных операторов",- отмечает он. Точно так же обстоит дело и в сегменте фиксированной связи. "С нашей точки зрения разделение рынка услуг на основные и дополнительные весьма условно,- сообщает Дронов,- например, корпоративные клиенты сами решают, какие услуги являются для них основными, а какие - дополнительными, поэтому список получаемых сервисов ограничен лишь возможностями и потребностями компании". Для разных компаний основными услугами могут стать совершенно разные сервисы: телефония или интернет, телевидение или услуги call-центров, создание корпоративных сетей связи и уже на их основе организация телекоммуникационных услуг. С ним соглашается Сергей Мишенков, по мнению которого, необходимо пакетирование услуг. "Разные предприятия пользуются разным набором услуг,- говорит он,- и если крупная организация может выделить время на выбор такого набора, то малому и среднему бизнесу это трудно". Частные клиенты пользуются допуслугами как "продолжением работы" - например, универсальным номером, переадресацией, поиском номера. По мнению Мишенкова, со временем спрос на дополнительные услуги со стороны частных лиц будет возрастать и здесь все большую роль начнут играть контентные услуги, но развитие самого рынка- дело скорее контент-провайдеров, чем операторов связи. "Задачей операторов связи является обеспечение возможности реализации и развития мультисервисных услуг связи, за счет чего границы между основными и дополнительными сервисами размываются,- поясняет Дмитрий Дронов,- например, исторически наша компания начинала свой бизнес с создания сети таксофонов, но сейчас эту услугу в большей степени можно считать дополнительной". Вто же время, по его словам, услуги Triple-play ("телефонияинтернет-телевидение") и Home Working с развитием мультисервисных сетей связи могут стать само собой разумеющимися для потребителей. Идея Home Working заключается в том, что частному абоненту, обслуживаемому компанией, обеспечивается возможность участвовать в работе своего офиса, находясь дома: ему предоставляются услуги видеоконференц-связи, доступ к офисной сети по защищенной линии и возможность использования сокращенного набора офисных телефонных номеров из дома. "То же самое можно сказать об использовании отдельных функций услуги. Например, в рамках карточной телефонии - это продукт "Максикарта". Теперь функции конференц-связи, авторизации по АОН, call-back, прямого набора, в свое время продвигаемые как дополнительные возможности, стали неотъемлемой частью карточного сервиса",- рассказывает Дмитрий Дронов. В планах АСВТ также дальнейшее пакетирование услуг. "Кроме того, у нас появятся и новые сервисы, например, пользователи видеотелефонов смогут во время разговора просматривать на экране необходимую справочную корпоративную информацию,- сообщает Сергей Мишенков,- другая конвергентная услуга свяжет web и обычный телефон". "Кликнув" на номер телефона, указанный на открытой web-странице, пользователь автоматически свяжется с этим абонентом по обычному телефону.

Деловая газета "Бизнес"