16.12.2005

Вертолетная реанимация. "Оборонпром" решила наладить на Улан-Удэнском авиационном заводе серийное производство многоцелевого гражданского вертолета Ка-62



ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ

Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" решила наладить на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) серийное производство многоцелевого гражданского вертолета Ка-62, которые могут заменить Ми-8 и Ми-17. При общем объеме частных инвестиций в проект в размере $150 млн выход на серийное производство в объеме 40 машин в год гарантирует корпорации прибыль в размере $200 млн ежегодно.

ОПК "Оборонпром" решила не просто реанимировать несколько позабытый многоцелевой гражданский вертолет Ка-62, но и заработать на его продажах. "Первую серийную машину мы планируем выпустить через три года,- заявил вчера гендиректор корпорации Денис Мантуров.- К 2010 году на У-УАЗе (принадлежит "Оборонпрому".- "Бизнес") будет выпускаться 30-40 Ка-62 в год". По его словам, общий объем инвестиций в проект составит $150 млн. При этом, как сообщил источник "Бизнеса" в "Оборонпроме", государственных денег на проект потрачено не будет: вся сумма будет получена за счет банковских кредитов и собственных средств У-УАЗа.

Вертолет Ка-62 начал разрабатываться в КБ "Камов" в середине 1980-х годов. Всего было создано пять модификаций вертолета: транспортный, пассажирский, санитарный, поисково-спасательный и деловой (служебный и бизнескласса). В конце 1990-х годов работы над вертолетом были приостановлены из-за отсутствия финансирования.

На сегодняшний день коммерческие перспективы вертолета вырисовываются смутно.

Гендиректор ОПК ни словом не обмолвился о потенциальных заказчиках машины. "Мы надеемся, что через два-три года, к началу серийного производства, мы получим и внутренний заказ, и экспортные контракты",- сообщил источник "Бизнеса" из "Оборонпрома".

Несмотря на расплывчатость перспектив, специалисты полагают, что вертолет будет востребован. "Теоретически заказчиком Ка-62 может быть любой эксплуатант нынешних Ми-8 и Ми-17, поскольку эти более тяжелые вертолеты обходятся дороже в эксплуатации, а их большая грузоподъемность нужна далеко не всегда,- считает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Экспортные перспективы не вполне ясны, поскольку два главных импортера российской авиатехники - Китай и Индия - имеют в этом классе собственные машины. Более того, индийский АLH активно предлагается на экспорт".

Ближайшим конкурентом Ка-62 на мировых рынках станет американский Sikorsky S76. Однако, по словам Дениса Мантурова, Ка-62 будет на 15% дешевле всех западных аналогов - стоимость S76 составляет $6,5-8 млн, в то время как Ка-62, по данным "Бизнеса", будет стоить около $5 млн.

"$5 млн мне кажутся вполне реалистичной цифрой,- подтверждает Константин Макиенко.- При крупносерийном производстве она может быть даже ниже". Выход завода на объявленную мощность в 40 вертолетов в год гарантирует корпорации ежегодную прибыль в размере $200 млн.

Разработки вертолета Ка62 середины 1990-х годов предусматривали установку на экспортные варианты двигателей CT7-2DL, LHTEC CT800 (оба - General Electric) или RTM-322 (Rolls-Royce). Нынешний проект предусматривает оснащение машины российским двигателем РД-600В разработки НПО "Сатурн". "РД600В прошел все стендовые испытания и имеет все необходимые сертификаты,- сообщил "Бизнесу" коммерческий директор НПО "Сатурн" Василий Данилов.- Весь объем работ требовал 2 млрд руб., из которых 1,5 млрд уже освоено. Теперь необходимо 450-500 млн руб. Все эти цифры и расчеты мы передали в "Оборонпром"".

Цена "сатурнинского" двигателя будет ниже стоимости зарубежных аналогов, обещает Данилов. "При заказе 350-500 двигателей на период пять-семь лет мы сможем дать привлекательную цену ниже мировых аналогов",- говорит он.

В этом случае желания производителя двигателей и вертолетостроителей совпадут: каждый вертолет оснащается двумя двигателями. Для выпуска 40 вертолетов в год понадобится 80 двигателей в год, или 560 двигателей на семь лет.