16.12.2005

«Пятерочка» сыграла на повышение



ПЕТР МИРОНЕНКО, МАРИНА НОСКОВИЧ, СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Сеть магазинов "Пятерочка" компенсирует потери, нанесенные компании падением ее GDR в Лондоне. Вчера "Пятерочка" заявила о покупке за $90 млн 25 магазинов крупнейшего франчайзи своего основного конкурента в Москве - "Копейки". Аналитики считают цену завышенной, однако полагают, что "Пятерочка" в любом случае выиграла, ослабив главного конкурента в регионе.

О покупке крупнейшего франчайзи сети "Копейка" - ООО "Сети розничной торговли" (СРТ) - Pyaterochka Holdings N. V. объявила вчера на Лондонской фондовой бирже (LSE). Формально сделка выглядит так: основное московское юридическое лицо "Пятерочки" ООО "Агроторг" приобрело компанию, управляющую 14 магазинами под брэндом "Копейка" в Москве, Красногорске и Воронежской области; кроме них СРТ владеет или арендует еще девять торговых точек, которые сейчас реконструируются. Все 25 магазинов теперь будут работать под брэндом "Пятерочка". Сумма сделки составила $90 млн, включая долг СРТ в $7 млн, который "Пятерочка" взяла на себя. Согласно заявлению "Пятерочки", сделка будет закрыта в феврале и профинансирована за счет облигационного займа на 3 млрд руб., размещение которого пройдет 20 декабря 2005 года.

Стоит отметить, что, согласно условиям франчайзингового договора с СРТ, у "Копейки" было преимущественное право на выкуп сети. "Копейка" получила предложение приобрести СРТ за ту же сумму ($90 млн), однако отказалась. "Сделка, предполагающая премию к стоимости чистых активов в размере 200%, была оценена как несоответствующая интересам акционеров компании",- говорится в заявлении "Копейки" по этому поводу.

Однако для "Пятерочки" эта сделка имела очень важное значение - особенно в условиях падения котировок ее GDR на Лондонской фондовой бирже.

Как уже сообщал "Бизнес", в прошлую пятницу, когда компания обнародовала скорректированный прогноз, согласно которому ее выручка за 2005 год составит $1,3-1,35 млрд вместо предполагавшихся ранее $1,55 млрд, ее бумаги на LSE упали в цене сразу на 36,9%.

В понедельник они выросли примерно на 4%, но во вторник и среду падение продолжилось - в среднем на 5% в день.

Суммарное снижение котировок GDR "Пятерочки" за неделю составило 40,4%, а капитализация компании упала с $3,4 млрд почти до $2 млрд.

Так что "Пятерочка'BB выбрала самый подходящий момент для объявления о сделке с СРТ - в противном случае акции сети вчера, вполне возможно, достигли бы цены первоначального размещения в $13. Правда, и резкого их скачка вверх новость о сделке тоже не вызвала: на момент закрытия вчерашних торгов акции "Пятерочки" подорожали всего на 3,84% до $14,59.

Тем не менее на рынке не сомневаются, что поспешная сделка вызвана именно необходимостью корректировки курса GDR "Пятерочки" в Лондоне. Аналитик ИГ "Тройка Диалог" Виктория Гранкина затрудняется оценить адекватность суммы, заплаченной "Пятерочкой" за СРТ, однако полагает, что ситуация на LSE того стоила. "Другое дело, что даже с прибавкой по этой сделке выручка "Пятерочки" не дотягивает до первоначального прогноза на 2005 год примерно $150-160 млн",- отмечает она.

"Нельзя исключать, что "Пятерочка" решила купить сеть за столь высокую цену потому, что ей срочно нужно было что-то предпринять для повышения своих котировок",- соглашается руководитель дирекции M&A ИК "Финам" Михаил Кузнецов. По его оценке, "Пятерочка" переплатила за СРТ 10-15%. "Однако это стратегически правильный ход: сеть ослабила одного из самых активных своих конкурентов, увеличила свое присутствие в наиболее привлекательном регионе и смогла частично оправдаться перед западными инвесторами",- перечисляет плюсы Кузнецов. Странным ему кажется только то, что "Пятерочка", несмотря на обещания, выкупает чужих франчайзи, а не своих.

Покупка франчайзи - не первое событие в этом году, которое порождает на рынке слухи о возможных сделках непосредственно между "Пятерочкой" и "Копейкой". Напомним, в марте CEO "Пятерочки" Олег Высоцкий заявил, что его компания ведет переговоры о покупке "Копейки". С "Пятерочкой" на рынке связывали и ООО "Молтех", которое сейчас пытается оспорить в Роспатенте товарный знак "Копейки".

Возможность сделки между двумя ведущими московскими сетями дискаунтеров обсуждалась даже тогда, когда "Пятерочка" приобретала петербургскую сеть "Народная копейка всегда". И хотя акционеры "Копейки" всегда уверенно отрицали такую возможность, ФК "Уралсиб", которой принадлежит 50% "Копейки", по информации "Бизнеса", все же вела переговорыс "Пятерочкой" о том, что в случае продажи пакета "Уралсиба" в "Копейке" петербургская сеть получит первоочередное право на выкуп этой доли. Но переговоры не были завершены, и, по данным "Бизнеса", "Уралсиб" собирается сохранить свою долю в "Копейке" как минимум в течение двух-трех лет. Исполнительный директор по связям с общественностью "Уралсиба" Александр Вихров и менеджеры "Копейки" вчера отказались комментировать этот вопрос. Получить комментарии "Пятерочки" по этому поводу "Бизнесу" также не удалось.

Так или иначе уход СРТ к "Пятерочке" оставил "Копейку" без крупнейшего франчайзи: после сделки у сети осталось всего девять магазинов, работающих по франшизе. Продажей концессии "Копейка" впервые занялась еще в 2002 году, и с тех пор франчайзинговая программа сети несколько раз перезапускалась. "То, что оператор решил выйти из проекта с "Копейкой", говорит о том, что франчайзинговый проект у сети снова не пошел",- констатирует основатель КГ "Магазин готового бизнеса" Вадим Самсонов.

"Эта сделка показала, что франчайзинг теряет свой статус оптимального инструмента развития,- соглашается Кузнецов.- Не исключено, что ведущие торговые сети будут от него постепенно отказываться.

А пресс-секретарь "Патэрсона" Надежда Сенюк отмечает, что в программе "Копейки" изначально был один минус: "Франчайзи сети, согласно условиям франшизы, получает небольшой фиксированный процент прибыли, но в управлении магазином почти не участвует, так что ему очень непросто увеличить свои доходы",- объясняет она. Франшиза идеально подходит мелким компаниям с ограниченными средствами к развитию, однако относительно крупным игрокам неинтересна, добавляет Сенюк.

Деловая газета "Бизнес"