19.12.2005

Розничная революция в Индии



АМРИТ ДХИЛЛОН (AMRIT DHILLON)

Когда один из руководителей нефтяного подразделения сказал Мукешу Амбани (Mukesh Ambani), CEO Reliance Industries, что потребители посещают одну из заправок компании, чтобы покупать парфюмерию и пищевые продукты, а бензин приобретают лишь время от времени, тот задумался: может быть, Reliance станет ритейлером?
Как и приличествует монстру, компания Амбани, придя в розничную торговлю, может изменить весь индийский рынок. Хотя официального объявления пока не было, ожидается, что в ближайшие годы Reliance откроет супер- и гипермаркеты в 500 городах, потратив на это $6 млрд.
Reliance - одна из крупнейших частных компаний Индии. Этот колосс доминировал в экономике страны на протяжении десятилетий. Он занимается нефте- и газодобычей, нефтепереработкой, нефтехимией, энергетикой, страхованием и связью. Доходы компании, известной каждой семье, составляют около 3% ВВП Индии. Репутация непоколебимой твердыни столь сильна, что 25% индийских инвесторов являются акционерами Reliance.
Компания фигурирует в списке 400 лучших мировых компаний Forbes Global.
Открытие первой торговой точки запланировано на июнь следующего года. Площадь некоторых из крупных центров розничной торговли будет достигать 40 га. На такой территории можно разместить развлекательные заведения, небольшой госпиталь, рестораны и большой шопинг-молл.
Если эти планы будут реализованы, Reliance может стать крупнейшим игроком в быстрорастущем секторе, сейчас переживающем серьезные потрясения. Традиционные рынки уступают место универмагам, гипермаркетам и шопингмоллам. Индийские потребители начали делать покупки на западный манер, в больших современных зданиях, и им уже не хочется торговаться в палатке на рынке или в грязном магазинчике на углу.
По оценке A. T. Kearney, объем индийского рынка ритейла составляет $202 млрд, и в ближайшие пять лет он вырастет в общей сложности на 30%. Однако этот рынок очень фрагментирован. На организованную торговлю приходится всего 2% объема. По части современной розницы Индия значительно отстает от других азиатских стран, например Китая, Южной Кореи и Таиланда.
McKinsey предсказывает, что к 2010 году индийский ритейл вырастет примерно до $350 млрд, а доля организованного сектора повыситсяс 2% до 15-20%. Увеличение количества шопинг-моллов - лишь одно из свидетельств этого. Сейчас в стране насчитывается 100 подобных заведений. К 2007 году их появится еще 350. Именно по этой причине Reliance, замахивается на столь амбициозные проекты.
Она планирует стать индийским Wal-Mart. Имея ежегодно $2,8 млрд "свободных" денег, компания нуждается в новых направлениях для роста.
"Она обречена на успех,- говорит отраслевой аналитик из Нью-Дели.- Разрыв между предложением и спросом столь велик, что потерпеть фиаско крайне трудно. К тому же тут есть огромный средний класс, растущий уровень чистых доходов и настроенные на покупки потребители. Посмотрите на потрясающую реакцию на шопинг-моллы. Потребители жаждут их. Емкость рынка просто фантастическая, особенно по части продуктов питания и одежды".
Планы компании в сфере ритейла известны лишь приблизительно - Reliance знаменита своей скрытностью.
Полагают, что Амбани может прибегнуть к техническому сотрудничеству с глобальными розничными гигантами вроде Tesco или Wal-Mart.
Что касается формата, похоже, что RelianceHome (таково рабочее название магазинов сети) будут предлагать пищевые продукты, одежду и бытовые электроприборы и нацелятся на массовый рынок, а не на элитного потребителя.
Очевидно, самой большой проблемой для Reliance станет своевременная поставка нужных товаров потребителю.
Ведь речь идет о стране, где логистика остается на уровне каменного века. Это главным образом связано с тем, что отрасль состоит из миллионов маленьких магазинчиков. Ситуация, когда потребитель, приходя в магазин, обнаруживает, что шампунь или майонез, который он обычно покупает, внезапно исчез из продажи, тут в порядке вещей.
Логистика не только находится в зачаточном состоянии, но и слишком затратна. За то время, пока продукты проходят путь от фермера до полок, их цена увеличивается в три или четыре раза. Это обусловлено большим числом посредников.
"Ритейлеры, которые планируют охватить всю страну, должны вкладывать значительные средства в логистику. Множество посредников и архаичных законов создают препятствия",- говорит Анил Раджпал (Anil Rajpal), менеджер KSA Technopak, консалтинговой фирмы из Нью-Дели, специализирующейся на розничной торговле. Логистика к тому же неэффективна. Ежегодно от 25% до 40% продуктов питания портятся из-за недостатка оборудования для их переработки, холодильников для их хранения и транспортировки. Поэтому McDonald's, в частности, потратил годы на создание логистической цепочки, прежде чем открыть свой первый ресторан.
Ужасающее положение логистики объясняет, почему Reliance находит розницу столь привлекательной: речь идет о практически нетронутом рынке. Добавьте к этому активно потребляющий средний класс численностью 250 млн и единственную трудность - предоставить потребителю то, что он хочет, по разумной цене.
Тем не менее это не так просто, как кажется. Индийские потребители крайне взыскательны и привередливы. Когда у них почти не было свободных денег и покупка холодильника или телевизора становилась огромным событием, они бесконечно изучали товар и сравнивали его с бесчисленными аналогами только для того, чтобы в итоге отремонтировать старый. Укоренившаяся привычка проверять, не потрачены ли кровные рупии напрасно, никуда не делась. "Индийские потребители отличаются от других тем, что не всегда реагируют на брэнды. Они знают об их существовании, но сложностью для Reliance и любого другого ритейлера станет убедить их, что они получают качество за деньги. Индийцы должны видеть выгоду для себя - или они уйдут",- резюмирует Раджпал.



Деловая газета "Бизнес"