19.12.2005

МТС в Турции отдыхает. На прошлой неделе британский телекоммуникационный гигант Vodafone вкусила восточных сладостей



АДАМ ДУРШЛАГ (ADAM DURCHSLAG)

В ходе аукциона, транслировавшегося в прямом эфире по турецкому телевидению, он купил Telsim, второго по величине мобильного оператора Турции, за $4,55 млрд, одержав верх над конкурентами из Кувейта, Египта и России.
После яростного торга Vodafone заплатила за турецкого оператора сумму, в 26 раз превышающую годовой доход Telsim за 2005 год. Акции Vodafone упали на 2,5% в день объявления о сделке, хотя на следующий день положение несколько исправилось.
Благодаря Telsim глобальную клиентскую базу Vodafone пополнят 9 млн потребителей.
Это обеспечит Vodafone рост, необходимый для преодоления спада на развитых рынках Европы; источником роста также могут стать операции в Японии, где ситуация вновь улучшается.
Турция станет для Vodafone четвертым по величине рынком. Население страны составляет 72 млн человек, однако лишь 53% из них пользуются мобильными телефонами.
Несмотря на хорошие перспективы роста Telsim, исполнительный директор Vodafone Арун Сарин (Arun Sarin), который обеспечил успешное слияние Airtouch и Vodafone в 1998 году, за турецкие активы переплатил. Vodafone, вероятно, потратит $1 млрд на разворачивание и совершенствование мобильной сети Telsim.
Предполагается, что этот шаг уменьшит движение наличных средств группы Vodafone на 8% в 2006 году. По условиям сделки Vodafone не будет нести ответственность за долги Telsim перед производителями - Nokia и Motorola. Они составляют $3 млрд.
Сделка также снизит доход на акцию Vodafone на ближайшие три года. France Telecom испугалась подобного сценария для себя и отказалась от приобретения Telsim задолго до 5 декабря, когда были поданы окончательные заявки.
Среди других претендентов были Etisalat из ОАЭ, предлагавшая $2,51 млрд, российская АФК "Система" (MTC), предлагавшая $2,85 млрд, дубайская International Investment & Telecommunication Corporation, которая была готова выложить $3,168 млрд, и египетская Orascom, обещавшая $3,3 млрд.
Сумма, которую Vodafone заплатила за Telsim, на 62,5% превышает минимальную цену в $2,8 млрд, установленную турецким правительством.
Несмотря на солидные траты, агентство Standard & Poor's не стало снижать кредитный рейтинг Vodafone, хотя последние активные приобретения компании и выкуп акций к марту следующего года увеличат ее чистую задолженность до 20 млрд фунтов ($35 млрд).
Вся история Telsim, недостаток инвестиций и выставление ее на продажу, связаны с крахом Imar Bank, принадлежавшего семейному клану Узан (Uzan), случившимся в 2003 году. В феврале 2004 года правительство страны конфисковало Telsim, жемчужину в короне Узанов, в счет компенсации $6 млрд государственных средств, потерянных в результате скандала вокруг Imar Bank.
Теперь, когда Telsim принадлежит Vodafone, Сарин попытается использовать юридический спор между российской "Альфа-групп", турецкой Cukurova и скандинавской телекоммуникационной компанией TeliaSonera по поводу прав собственности на главного мобильного оператора Турции Turkcell. У Turkcell 27 млн клиентов, а у третьего по величине оператора Avea, являющегося партнерством Turk Telecom и Telecom Italia Mobile, их 6,5 млн. Telsim занимает вторую позицию с 9 млн абонентов. Сарин должен, сыграв в догонялки с Turkcell, доказать, что компания - это именно то сладкое угощение, которое он искал.


Деловая газета "Бизнес"