19.12.2005

Пиррова победа Marks & Spencer. ЕС ужесточает свой подход к налоговой политике



АЛЛИСТЕР ХИТ (ALLISTER HEATH)

Медленно, но верно Европейский союз (ЕС) ужесточает свой подход к налоговой политике. Под предлогом защиты единого рынка европейские судьи фактически проводят согласование налоговых режимов, о чем лишний раз свидетельствует решение, вынесенное ими на прошлой неделе. Хотя оно на первый взгляд и выглядит налоговой победой транснациональных корпораций над бюджетами европейских стран.
Спор, в который был вовлечен британский ритейлер Marks & Spencer, касался тонкости налогового законодательства, известной как group relief (компенсация убытков компаний за счет прибыли других членов группы). Эта льгота предусматривает, что компания, входящая в группу и несущая убытки, может перенести их на другого члена группы, который получил прибыль. Тем самым уменьшается размер налогооблагаемой прибыли и сокращается общая величина налоговых выплат группы.
На прошлой неделе Европейский суд постановил, что Marks & Spencer также должна получить право вычитать убытки, понесенные ее дочерними компаниями в Германии и Франции, из налогооблагаемой базы по сборам в Великобритании. Спор возник из-за того, что действовавшие правила предусматривали разный подход к филиалам, расположенным в Великобритании и базирующимся в других странах, тем самым нарушая принципы единого рынка.
Однако последствия этого решения оказались не столь радикальными, как многие опасались, поскольку суд оговорил, что компании сначала должны испробовать все способы получения льгот в тех странах, где расположены дочерние предприятия. Соответственно, убытки Министерства финансов, вероятнее всего, будут измеряться десятками миллионов, а не миллиардов фунтов, как считалось изначально. С аналогичным эффектом столкнутся и правительства других стран.
Поскольку отдельные вердикты Европейского суда привели к сокращению налогов, как в случае Marks & Spencer, некоторые сторонники свободной торговли и минимальных налогов приветствуют растущее влияние ЕС на налоговую политику. На первый взгляд иск со стороны Cadbury Schweppes, желающей помешать британскому министру финансов Гордону Брауну (Gordon Brown) взимать налоги с некоторых из ее зарубежных филиалов, расположенных в странах с низкими налогами, по высоким британским ставкам, также может способствовать делу уменьшения налогового бремени.
Однако эта позиция недальновидна. Централизация налоговой политики в Брюсселе неминуемо приведет к повышению налогов, поскольку вызовет снижение конкуренции в сфере налогообложения. Подобная конкуренция несовместима с централизацией полномочий в столице ЕС. Давление, призванное создать "однородную конкурентную среду" и воспрепятствовать "несправедливой налоговой конкуренции", постепенно станет слишком сильным, а бюрократы из Брюсселя будут использовать все новые полномочия, чтобы заставить более конкурентоспособные страны увеличить налоговое бремя.
Премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair) публично пообещал, что одной из его принципиальных позиций на переговорах с ЕС будет сохранение за Великобританией права вето в налоговых вопросах; правда, однако, в том, что эта "позиция" уже давно не более чем отвлекающий маневр.



Деловая газета "Бизнес"