19.12.2005

Модный формат. Акционеры компании "Градиент" решили попробовать себя в сегменте продовольственного ритейла



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Акционеры компании "Градиент", крупнейшего дистрибутора на рынке косметики и бытовой химии, решили попробовать себя в сегменте продовольственного ритейла. Как стало известно "Бизнесу", они запускают сеть "магазинов у дома" под маркой "Е.Д.А.".
Новый проект владельцев "Градиента" будет конкурировать с сетью "Дейли", которую развивает председатель совета директоров "Перекрестка" Лев Хасис.
Летом на рынке появилась информация о том, что скоро в Москве появится продуктовая сеть "Бакалея.ру" - новый проект крупного косметического оптовика компании "Градиент". В самом "Градиенте" несколько месяцев категорически отказывались комментировать эту информацию.
Изначально предполагалось, что новая сеть будет работать в формате druggery (супермаркет, торгующий лекарствами, средствами гигиены, косметикой, пищевыми добавками, бакалеей и т. д.). Проект должен был стать розничной "дочкой" "Градиента".
На прошлой неделе "Бизнесу" стали известны детали проекта. В итоге концепция поменялась: вместо druggery сеть будет чисто продуктовой, а позиционироваться- в сегменте "магазинов у дома" (площадью не более 150 кв. м). Проект - под маркой "Е.Д.А." - будет запущен в середине января. В "Градиенте" позиционируют сеть как частный проект акционеров дистрибутора.
Вчера эту информацию подтвердил гендиректор и совладелец "Градиента" Леонид Новосельский. По его словам, в 2006 году в Москве планируется открыть около 50 магазинов "Е.Д.А." площадью 90-100 кв.
м каждый. Инвестиции в каждый магазин Новосельский оценил в $100-150 тыс., на первом этапе проект будет финансироваться из собственных средств владельцев "Градиента". Их имена Новосельский не раскрывает.
До 2011 года владельцы сети планируют открыть около 1 тыс.
магазинов, из которых 500 - в Москве. Для этого, по словам Новосельского, акционеры "Градиента" ищут инвестора, которому в дальнейшем хотят продать долю в новой сети.
Сеть "Е.Д.А." станет уже вторым крупным проектом по созданию сети "магазинов у дома", анонсированным за последние месяцы. В августе стало известно о том, что аналогичную по формату сеть "Дейли" планирует развивать председатель совета директоров "Перекрестка" Лев Хасис. Сейчас в Москве работают всего два "Дейли", однако в ноябре сеть обнародовала планы открыть 700 магазинов до 2010 года.
Ритейлеров привлекает перспективность сегмента "магазинов у дома", говорят эксперты. "У нас нишу "экстренного шопинга" занимают палатки и одиночные магазины прилавочного типа. Рано или поздно им придется уйти: как правило, они торгуют алкоголем и очень ограниченным ассортиментом еды",- говорит гендиректор консалтинговой компании "Ритэйл менеджмент консалтинг" Вениамин Затейкин.
Леонид Новосельский оценивает потенциал московского рынка "магазинов у дома" в 3-5 тыс. торговых точек. "Место на рынке останется и другим операторам, достаточно посмотреть на долю рынка convenience store в США и Западной Европе",- заявляет директор по франчайзингу "Дейли" Ринат Умаров. По данным американского Food Marketing Institute, в США насчитывается 119,5 тыс. "магазинов у дома", на которые приходится 30,2% розничного оборота (для сравнения, на супермаркеты- 52%). В формате c-store также работает сеть 7-Eleven, крупнейший ритейлер мира по числу магазинов (27,9 тыс. в 19 странах).
Однако эксперты считают планы обеих создаваемых российских сетей "магазинов у дома" чересчур оптимистичными.
"Кажущаяся легкость выхода на этот рынок, связанная с низким объемом инвестиций и большим количеством площадок, обманчива. Большое количество точек - это также и большие проблемы с логистикой, поиском персонала и т. д.",- указывает член совета директоров сети АБК Леонид Абаюшкин.
А вице-президент инвестфонда Delta Private Equity Partners Наталья Полищук сомневается, что в Москве найдется 1 тыс.
"интересных" помещений для "магазинов у дома".



Деловая газета "Бизнес"