20.12.2005

BBH и Heineken поработали вместе над сокращением дистрибуторов



Как стало известно Ъ, свою систему дистрибуции в Петербурге изменили два крупнейших игрока пивоваренного рынка России – Baltic Beverages Holding (BBH) и Heineken. Оба холдинга на двоих фактически полностью контролируют пивной рынок Северо-Запада, поэтому закономерно, что они провели реформу в Петербурге и Ленобласти практически одновременно. Тендер, проведенный Heineken, закончился менее недели назад. В результате из десяти оптовых компаний, продававших продукцию недавно купленного холдингом пивзавода "Степан Разин", остался только один дистрибутор. Еще три компании ранее работали непосредственно с продукцией Heineken. Теперь четыре компании будут продавать всю линейку продуктов голландского концерна. Тендер по одному из районов Ленобласти концерном еще не закончен. В Heineken корреспонденту Ъ подтвердили, что в настоящее время компания проводит изменения своей дистрибуционной системы.

Несколькими днями ранее Heineken аналогичное сокращение дистрибуторов провел главный конкурент голландского концерна на рынке Северо-Запада – BBH. Из шести дистрибуторов, обслуживающих пивзаводы "Вена" и "Балтика", осталось четыре.

Петербургский пивной рынок фактически контролируется двумя компаниями – BBH и Heineken. По данным исследовательского агентства "Бизнес-аналитика", суммарная доля "Вены" и "Балтики" (оба входят в BBH) в стоимостном выражении составляет около 40%. В свою очередь Heineken контролирует около 33% рынка. Объемная доля двух концернов на рынке Петербурга превышает 80%. Доля ближайшего преследователя – SABMiller – составляет всего 9,5%. Для обоих пивоваренных концернов основные критерии при выборе дистрибуторов были схожими. Оценивались объемы продаж за последние несколько лет, финансовая дисциплина, наличие складских помещений и собственного транспорта. Отобранные BBH дистрибуторы подпишут договоры с "Балтикой", которая будет поставлять им свою продукцию и продукцию "Вены". В BBH будут самостоятельно определять, в каких объемах и какие брэнды поставлять своим дистрибуторам. "Так как доля продаж других брэндов в Петербурге крайне незначительна, то закупки с остальных заводов BBH дистрибуторы будут осуществлять самостоятельно",– рассказал Ъ гендиректор компании "Портер" (эта компания будет обслуживать как и BBH, так и Heineken) Петр Сермягин. В свою очередь дистрибуторы Heineken подпишут контракты непосредственно с голландским концерном.
С большинством петербургских розничных сетей (на них приходится более 30% продаж пива в регионе) оба концерна будут работать самостоятельно. "Прямые поставки в сети выгодны в городах, где есть крупные пивоваренные производства",– объясняет вице-президент группы компаний Heineken в России Виктор Пятко. Дистрибуторы же должны заключать договоры со средней и мелкой розницей.

Для обоих пивоваренных компаний Петербург является одним из стратегически важных регионов. При среднестатистическом общероссийском объеме потребления пива менее 60 л в год в Петербурге выпивают более 90 л. Именно поэтому эксперты не считают случайным тот факт, что обе компании реструктуризацию своих сбытовых структур провели практически одновременно. "Так как оба концерна главным образом конкурируют между собой, то вполне естественно, что они пристально следят за действиями друг друга,– говорит аналитик ФК 'УралСиб' Марат Ибрагимов.– Любая ошибка в этой борьбе может стоить потери рынка. Поэтому новшество конкурента будет с большой долей вероятности реализовано и другой компанией".

То, что Heineken и BBH сделали в Петербурге, является общей тенденцией развития пивного рынка. Фактически закончив в этом году консолидацию пивоваренных активов (неподконтрольными крупным холдингам остались всего только два предприятия – "Очаково" и "Красный Восток"), пивные игроки приступили к следующему этапу развития рынка. Накануне будущего лета – традиционно "высокого" для пивоваров сезона – все игроки решили заняться реструктуризацией своих дистрибуторских подразделений. Например, Sun Interbrew предпринял в Москве попытку построить схему прямых поставок пива от производителя до розничных точек – так это делается во всех европейских странах. Роль дистрибуторов в этой схеме минимальна – они должны выполнять исключительно логистические функции.

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ

КоммерсантЪ