20.12.2005

«Рынку мороженого нужна компания с долей в 25%»



Эпопея с продажей московской фабрики мороженого "Айс-Фили" длилась больше года. В итоге она досталась непрофильному инвестору - фонду Fleming Family & Partners. Затем события развивались стремительно: FF&P создал СП с одним из крупнейших производителей мороженого в России компанией "Рамзай", а на прошлой неделе объявил о ребрэндинге, сменив марку на "Айсберри". "Это только начало",- говорит президент и основной владелец "Рамзая" и управляющий "Айсберри" Илья Гордеев. Через два-три года СП "Рамзая" и FF&P должно занять 25% российского рынка мороженого, а затем можно начинать переговоры с профильным инвестором, например Unilever. Об этом глава "Айсберри" рассказал корреспонденту "Бизнеса" Элеоноре Пахомовой.

- Как вы пришли к созданию СП с фондом FF&P?

- Два года назад мы разработали проект по консолидации рынка мороженого. Первый вариант, который был предложен рынку,- слияние активов крупных производителей без посредников. То есть крупные производители должны были договориться между собой, слить активы в единую компанию и получить доли в соответствии с размерами собственных компаний. Тогда на рынке появился бы игрок с долей примерно 30%. Больше полутора лет "Айсберри" (ранее ГК "Рамзай") вела такие переговоры с "Талосто", "Инмарко", "Альтервестом" и еще рядом компаний. Производители не смогли найти общий язык, при том что общий интерес у нас был.

- Какой это интерес?

- Рынку мороженого не хватает "локомотивов". Компаний, которые могли бы правильно выстраивать дистрибуторскую и производственную политику, делать большие вложения в рекламу. Мало компаний, которые были бы заинтересованы в том, чтобы делать качественный товар. На рынке 250 или больше мелких производителей, которые выпускают дешевый товар, не соответствующий ГОСТу. Во-первых, они мешают продавать наше настоящее качественное мороженое, потому что тяжело конкурировать с дешевой продукцией. А во-вторых, и это самое главное, в итоге потребитель пять раз покупает мороженое и выкидывает его, потому что оно невкусное, а потом перестает покупать мороженое вообще. Если в Советском Союзе норма потребления мороженого на душу населения была 4,5 кг в год, то сейчас - 2 кг. К тому же падае тцена, что также сказывается на качестве: если до кризиса средняя порция мороженого стоила 50-60 центов, то сейчас - 20-25 центов.

- Как наличие "локомотивов" может изменить эту ситуацию?

- До того как появился "Вимм-Билль-Данн", на российском рынке соков была либо западная продукция, либо какие-то попытки производителей пива и молока разлить нечто, похожее на сок, когда у них был несезон, либо сок в трехлитровых банках. Соответственно, были налицо ценовая конкуренция, падение общего качества продукции и, как следствие, снижение потребительского спроса. Как только заработал "Вимм-Билль-Данн", у потребителя появилась возможность найти на полке качественный товар.

И начался очень бурный рост продаж не только соков "Вимм-Билль-Данна", но и всей категории. Если посмотреть, сколько потреблялось соков в России до того, как на рынок вышел "Вимм-Билль-Данн", и сейчас, мы увидим рост в разы. То же самое с пивом- там возникла "Балтика" и потянула за собой рынок.

Когда появляется кто-то первый, другие могут показать своим инвесторам, что кто-то так делает, значит, и мы можем. В мороженом пока такого "локомотива" нет, и мы рассчитываем им стать.

- Вернемся к вашей программе консолидации рынка?

- Не найдя партнеров среди участников рынка, мы решили найти инвестора под эту программу, компанию, которая готова будет вкладывать финансовые средства, для того чтобы осуществить уже не программу слияний, а программу слияний и поглощений. Мы сделали ряд предложений инвестиционным фондам, от нескольких получили ответы, вели переговоры с некоторыми из них, в том числе с City Venture Capital, но в конечном итоге остановились на FF&P, потому что их условия были более выгодны. И сделка по покупке "Айс-Фили" стала только первым шагом.

- Раскройте подробности сделки?

- Мы начали переговоры о покупке ОАО "Айс-Фили" в ноябре 2004 года, а в августе 2005го его купил FF&P, который предложил лучшую цену, чем другие претенденты.

- А каковы условия создания СП?

- "Рамзай" вносит в СП все свои активы, которые производят или продают мороженое, а FF&P - "Айс-Фили" и инвестиции. Компания уже создана с точки зрения организационной, с точки зрения юридической все будет завершено к концу января. Есть совет директоров, в который входят, согласно долям, представители "Айсберри" (ранее ГК "Рамзай") и FF&P. Я лично выступаю в качестве операционного менеджера объединенной компании, в то же время остаюсь акционером оставшейся части компании "Рамзай", которая не вошла в СП.

- Есть ли у FF&P опцион на выкуп вашей доли?

- Есть. Наша сделка, как и любая сделка с инвестиционными фондами, предусматривает ряд опционов, по которым как менеджмент имеет право выкупить акции, так и инвестор. Подробнее я не могу это комментировать без согласования с FF&P.

- Какова вероятность продажи вашего пакета?

- У нас нет планов продать свою долю через какое-то время. Есть намерения создать компанию номер один на рынке с точки зрения доли, с лучшими брэндами и которая присутствовала бы во всех регионах страны.

- Совместная программа с FF&P подразумевает покупку других крупных игроков?

- Она подразумевает покупку крупных игроков и строительство крупных заводов. Переговоры с участниками рынка уже ведутся, но мы объявим о них тогда, когда они будут на определенной стадии. Чтобы не вышло, как с "Айс-Фили",- сделка тянулась почти год, в итоге все получилось, но нервы все друг другу потрепали достаточно.

- Сколько вложит в проект FF&P?

- Общая программа по консолидации рынка обойдется не меньше, чем в $130 млн в течение двух лет.

- В Петербурге вы будете строить или покупать предприятие?

- Или строить, или покупать.

Пока ведутся переговоры, но мы еще не определились. Думаю, это станет ясно к концу января.

- Какие объемы вы планируете производить в Петербурге?

- В течение ближайших лет мы собираемся выйти на объемы производства в Санкт-Петербурге 2-8 тыс. т в год. В Северной столице мы будем продавать около 4 тыс. т - примерно 12-15% рынка. Из этих 4 тыс. т часть продукции будет нашей, часть - местных производителей, которую мы будем реализовывать через собственную сбытовую сеть. Общий объем инвестиций компании в развитие Санкт-Петербурга составит более $50 млн.

- В какие еще регионы вы намерены выйти?

- Юг России и Поволжье. Думаю, это произойдет к концу 2006 года. Прорабатываются варианты и покупки, и строительства.

- Планируете ли вы экспансию за Урал, где сильныпозиции "Инмарко"?

- В 2006 году точно не планируем, а по результатам этого года будем думать. Мы осознаем, что у "Инмарко" очень сильные позиции в Сибири, а наша цель - скорее, европейская часть страны, здесь мы должны стать первыми. Потенциал европейской части значительно больше и по покупательской способности, и по плотности населения.

- Какой вы планируете рекламный бюджет на следующий год?

- Пока мы его не раскрываем, иначе это станет ориентиром для конкурентов. Но он будет в два-два с половиной раза выше, чем у любого другого производителя мороженого в России. Это будет рекордный бюджет за последние десять лет.

- А на какое увеличение объемов производства вы рассчитываете к концу 2006 года?

- 21,4 тыс. т будет произведено в 2005 году, в 2006-м - около 45 тыс., в 2007-м - около 55-60 тыс. т.

- А весь рынок?

- Мы не рассчитываем, что уже в следующем году будет массовый рост потребления мороженого как категории.

Но если другие крупные компании - "Талосто", Nestle, может быть, "Инмарко" - будут также активны, мы рассчитываем, что в течение трех лет спрос на мороженое может вернуться хотя бы на уровень 1990-х годов - 600-700 тыс. т- это уже будет большой победой.

- Кроме "Айсберри" кто-то еще будет участвовать в консолидации рынка?

- "Талосто", которая проводит программу по консолидации. Также "Инмарко", но эта компания пытается заниматься органическим ростом, не слияниями с какими-то компаниями, не строительством новых фабрик, а развитием дистрибуторских сетей и наращиванием производства на своей фабрике в Сибири. У них просто другой подход. Хотя цель та же - получение крупной доли рынка.

Выбрав такую стратегию, они последовательно ее придерживаются, и у них это хорошо получается. Даже если они выиграют в этой борьбе в следующем году, то в целом мы сможем начать поднимать спрос на мороженое. А места на рынке всем крупным компаниям хватит.

- По данным некоторых участников рынка, у "Талосто" тоже может появиться западный партнер - инвестфонд Salford?

- У меня нет таких сведений, но думаю, что программу консолидации осилить в одиночку любой компании, производящей мороженое, нереально.

Это можно сделать только с какими-то финансовыми инвесторами. Еще один вариант - через какие-то финансовые инструменты. "Талосто", например, будет размещать облигационный заем.

- Когда следует ожидать выхода на российский рынок мороженого Unilever?

- В следующем году этого точно не произойдет. Unilever выйдет на рынок тогда, когда сможет, купив здесь одну компанию, получить 25-30% рынка единовременно.

- А когда такой доли достигнет "Айсберри"?

- Через два-три года мы рассчитываем на 25%.

- А если Unilever сделает вам предложение о покупке, будете его рассматривать?

- Почему нет? Будем, конечно.

Деловая газета "Бизнес"