21.12.2005

Россия стала монополией



Наталья Копылова

Цена товара в России сильно зависит либо от монополии одного поставщика, либо от олигополии ряда фирм, заявляют эксперты Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА). Компании продолжают определять цену, ориентируясь не на потребителя, а на собственные затраты.

Эксперты Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) пять лет исследовали изменение цен на российском потребительском рынке – с 2000-го по 2005 год – и пришли к неутешительным выводам. По их данным, для российских производителей характерен «традиционный» способ установления цены: стремление заработать как можно больше, заложить в цену товара все издержки и затраты, и совершенно не принимать во внимание мнение потребителя.

«Потребительские рынки зависят либо от монополии либо от олигополии ряда фирм. Необходимая рыночная информация для адекватного ценообразования, как правило, отсутствует. Фирмы прибегают к ценообразованию на основе затрат, без ориентации на потребителя или рынок, а также к ценовой дискриминации», – отмечается в отчете МФПА.

Выводы, сделанные МФПА, разделяет и глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев. Он неоднократно заявлял, что от влияния монополистов страдает большинство отраслей российской экономики, в первую очередь – бензиновый рынок, рынок услуг ЖКХ и рынок лекарств. Редким исключением из этого правила, по словам Артемьева, стал лишь рынок легкой промышленности – производство и продажа одежды и обуви, где компании уже научились ориентироваться на потребителя.

«Традиционный» способ ценообразования применяется, когда компании либо не имеют необходимой информации о рыночной ситуации (то есть о спросе на их продукцию), либо когда несколько фирм продают схожий товар, – замечают эксперты МФПА. – При этом особенность российского рынка заключается в том, что более 90% участников потребительского рынка продают одну и ту же продукцию по различным ценам одному и тому же потребителю или разным группам потребителей (эта ситуация характерна, к примеру, для бензинового рынка, где отпускные цены заводов различаются для разных поставщиков в зависимости от их аффилированности). По мнению исследователей, эта ситуация в большей степени характерна для модели монополистической конкуренции.

Этой же особенностью российского рынка эксперты объясняют запланированный регулярный пересмотр цен, который используют российские компании.

По сравнению с западными компаниями среднестатистическая российская фирма меняет цены на продукцию примерно вдвое чаще – от двух до четырех раз в год. В Бельгии, Испании и Италии цены пересматриваются один раз в год. В Люксембурге и Португалии – два раза, в США этот показатель составляет 1,4 раза в год.

Как отмечается в отчете, пересмотр цен связан не только и не столько с нестабильной экономической ситуацией на рынке и нарастающей инфляцией, но и с тем, что более чем две трети фирм начинают менять цены после изменения ситуации на рынке – по сути применяя ценовые сговоры. Как правило, повышение происходит вслед за инфляцией или повышением тарифов госмонополий. Снижение цен в большей степени зависит от сезонных факторов, а также от демпинговых операций со стороны прямых конкурентов.

По итогам 2005 года цены в наиболее монополизированных секторах российского потребительского рынка могут вырасти: бензин – в 1,7 раза выше общего увеличения потребительских цен, услуги ЖКХ – на 31,7%, мясо, птица – в два раза выше инфляции, рыба и морепродукты – в 1,3 раза выше инфляции.

«Действительно, многие фирмы устанавливают цены с оглядкой на конкурентов и на средний ценовой уровень», – соглашается с таким утверждением ведущий эксперт Центра развития Оксана Осипова. Однако она не разделяет позицию МФПА в том, что российский рынок монополизирован, и полагает, что он, напротив, достаточно неоднороден для того, чтобы соответствовать монополистической схеме.

«В последнее время мы наблюдаем даже некоторое снижение цен на потребительские товары, а не повышение», – замечает начальник экспертного управления ФАС Алексей Сушкевич. – Темпы роста цен замедлились вслед за замедлением темпов роста промышленной, легкой и пищевой промышленности».

Впрочем, Осипова полагает, что ситуация падения цен не продлится долго. «Нельзя не отметить, что импортеры сегодня имеют большую рыночную силу и способны держать рынок. Так что в ближайшее время российские привзодители будут просто вынужены повышать цены из-за роста издержек, а импортеры могут начать более агрессивную ценовую политику, сдерживая общий рост цен», – констатирует эксперт.

Газета.RU