21.12.2005

"Первая помощь" для миллионников. Вслед за столичными аптечными сетями франчайзингом занялись и региональные ритейлеры



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Такую программу запускает санкт-петербургская сеть "Первая помощь". С запуском проекта в компании рассчитывают выйти в города-миллионники. Эксперты сомневаются в перспективах проекта: по их мнению, брэнд аптечной сети недостаточно известен в регионах. Кроме того, ритейлеры говорят, что франчайзи сложно контролировать.
О запуске программы франчайзинга сети "Первая помощь" "Бизнесу" рассказал коммерческий директор сети Петр Грек.
"В Москве мы планируем открыть первые аптеки самостоятельно через несколько недель, а в Петербурге у нас уже есть развитая сеть. Поэтому программа скорее рассчитана на города-миллионники и их пригороды, где мы пока не представлены",- уточняет Грек.
Стоимость франшизы составит 1,5-2,5 млн руб. (в зависимости от срока договора - от пяти до 10 лет), роялти 5%.
От франчайзи потребуется помещение в собственности или в аренде сроком не менее пяти лет, обязательный формат аптеки - открытый (аптечный супермаркет). За это партнер сети получит право использования торговой марки. Кроме того, "Первая помощь" сделает ремонт помещения, предоставит все торговое оборудование, а также возьмет на себя расходы на рекламу.
Грек рассказывает, что с запуском программы сеть планирует за два года открыть в регионах около 50-70 аптек.
"Первая помощь" станет первой региональной сетью, которая начала развивать франчайзинговую программу.
Ранее этим занялись столичные сети "Ригла", "О3" и "Старый Лекарь". Эксперты фармрынка уверены, что в будущем за ними последуют и другие крупные сети. "Франшиза куда дешевле и проще поглощений, оборотных средств на постоянные поглощения не хватит даже лидерам рынка",- уверен ведущий аналитик ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов.
Появление франшиз на аптечном рынке- свидетельство его роста, такая схема поможет сетям снизить расходы на развитие и повысить товарооборот, соглашается руководитель департамента регионального развития компании "СИА интернейшнл" Максим Якушкин.
"Однако говорить о том, что эта форма успешна и приживется на рынке, покаявно преждевременно. На рынке высока конкуренция, и сейчас любое начинание, даже если оно не успело подтвердить свою успешность, моментально копируется",- считает Якушкин.
Участники рынка фармацевтической розницы сомневаются в перспективах франчайзинговой программы "Первой помощи". "Для развития франшизы необходим серьезный брэнд и явное конкурентное преимущество, которое можно было бы воспроизводить по франшизе. У сетей "Старый Лекарь" и "Первая помощь" единственное преимущество - низкие цены. Сомневаюсь, что с помощью франчайзинга удастся его сохранять",- полагает гендиректор сети "Итек" Дмитрий Краснов.
С ним соглашается и гендиректор компании "Natur Produkt ритейл" Алексей Батулин. "Кроме как в Петербурге, брэнд "Первой помощи" неизвестен потребителю, развиваться по франшизе будет сложно". Батулин подчеркивает, что в последнее время франчайзинг многих сетей столкнулся со сложностями: "Не очень хорошая ситуация получилась у "О3" в Перми (местный франчайзи этой сети был куплен конкурентом - аптеками "36,6".- "Бизнес")".
Похожая ситуация случилась и с "Первой помощью", когда она работала по программе, похожей на франчайзинг, с государственными аптеками в Петербурге, которые были впоследствии приватизированы и проданы, вспоминает Батулин. "Мы бы не хотели попадать в такие же ситуации, пока контролировать франчайзи на аптечном рынке сложно",- говорит он.



Деловая газета "Бизнес"